Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Вся его концепция есть лишь пропедевтика, "пролегомены будущей метафизики". Кантовской системе недостает основания, фундамента, исследование чего представляет задачу "первой философии"49.
Критическая философия в своей теоретической части начинает с опыта, а в практической – с понятия морального закона. Этот факт говорит о том, что кантовская система лишена цельности. Согласно К. Фишеру, вопрос, поставленный Рейнгольдом, можно сформулировать следующим образом: "Как возможна критика разума как система?"50. Таким образом, в кантовской философии отсутствует та одна основная посылка, из которой должна следовать вся система. Основной принцип, на котором покоится вся система, ни на что не опирается: он является принципом, т.е. первым и единственным. Рейнгольд пытается найти этот принцип в "Положении сознания", которое является для него фактом рефлексии, служащим фундаментом критической философии51. Принцип гласит: "Представление отличается в сознании от представляемого и представляющего и соотносится с обоими". Сознанию непосредственно известно различие этих двух моментов и их связь в представлении. Это означает, что "Положение сознания" обладает очевидностью. Таким же очевидным будет все то, что выводится из принципа. Так строится вся концепция, конечная цель которой состоит в систематизации кантовской философии. Рейнгольд вполне справедливо замечает: кантовской системе недостает исходного принципа. Согласно идеалистической концепции Канта этот исходный принцип мы должны искать в сознании. По мщению Рейнгольда, таким принципам является "Положение сознания". Нетрудно заметить, что уже в "Положении сознания" содержится диалектический момент. Сознание имеет диалектическое строение: представляющему противополагается то, что представляется, "представляемое"; представление же является их синтезом52. Однако Рейнгольд только выставляет требование системности и монизма. В действительности же его концепция дуалистична и в ней мы не находим дедукции категорий из одного принципа. Субъект остается отделенным от своих спонтанных актов. Функции разума представлены как почти независимые от него, а отдельные попытки дедукции лишены всякой необходимости и насильственны53. Таким образом, заслуга Рейнгольда с точки зрения нашей проблемы состоит только в правильной постановке вопроса. Диалектическое решение проблемы, поставленной Рейнгольдом, дал Фихте. В его системе уже невозможно оторвать содержание от метода, т.к. в ней диалектическим является не только метод обработки материала, но и сам материал. §34. Фихте. Начиная с Рейнгольда, проблема монизма постепенно становится главной проблемой. Возникают все новые и новые системы и каждая из них в той или иной мере содержит тенденцию преодоления дуализма. По мнению И. Ильина, монизм – характерный признак учения Фихте. "Его основная задача, – пишет И. Ильин об учении Фихте, – может быть сформулирована как устранение дуализма и плюрализма во имя единства: двойственность и множественность должна быть преодолена во всех основных проблемах и видах: в виде абсолютно-сущего объекта ("вещи в себе") и абсолютного, т.е. аподиктически-познающего субъекта; в виде данного в созерцании и созданного в мышлении, в виде иррационально-пассивной материи и рационально-активной формы; в виде "внешнего" мира и "внутреннего" мира, в виде множества равнопоставленных и тем самым противопоставленных принципов, способностей и т.д."54. Дуализм всех этих противоположных моментов подлежит "снятию". Монизм находит свое логическое выражение в понятии системности. Поэтому и заботится Фихте о систематизации своей (Фихте говорит: кантовской) философии. С системностью и монизмом существенно связано понятие взаимосвязи: внутренняя связь между предметами и явлениями – в онтологическом срезе, между категориями и положениями – в логико-гносеологическом. Рассмотрение каждого момента в его связи с целым, в качестве момента целого – следствие принципа системности и монизма и одновременно один из основных моментов диалектики55. Внутренняя, глубинная связь между моментами целого, системность и монизм – вот цели первого основополагающего труда Фихте "Ьber der Begriff den Wissenschaftslehre". По мнению Фихте, современная ему философия характеризуется бессистемностью и отсутствием диалектического монизма. Уже в 1793 г. в статье "Rezension des Aenesidemus" Фихте становится на позицию идеалистического монизма, содержащего в себе признаки диалектического метода, и говорит о синтезе, которому предшествуют тезис и антитезис56. Без этого философия не в состоянии превратиться в подлинную науку. Фихте уверен, что современная ему философия еще не есть эвидентная наука57. Философия есть наука. Это признается всеми философскими партиями и этого вполне достаточно для определения понятия философии58. Наука имеет систематическую форму. Она состоит из суждений, положений, но они должны быть связаны между собой, т.к. наука целостна: каждое ее положение рассматривается с точки зрения целого, и эта целостность достигается тем, что каждое суждение науки зависит от ее основоположения59. | ||
|