Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
К сущности разума кроме тождества относится и существование65. Абсолютное тождество бесконечно и снятие (Aufheben) его как такового совершенно невозможно66. Если разум бесконечен, и к тому же вне него нет ничего, очевидно, что конечность вовсе не должна существовать. Само по себе (an sich) ничего не конечно67. Субъект и объект, рассмотренные в отдельности, разумеется, конечны, но их конечность не составляет их природу, а есть лишь результат абстрактной деятельности рассудка. В действительности в разуме они представляют собой целостность.
Натурфилософия и трансцендентальный идеализм могли построить, сконструировать действительность, природу и сознание; по словам Шеллинга, система тождества как будто не имеет такой возможности. В качестве принципа берется то, что не содержит в себе различия и откуда поэтому никогда не возникает действительность, заключающая в себе многообразие. В безразличной индифферентности, принципом которой является А – А, где, как над этим в дальнейшем будет иронизировать Гегель, "wie man sagen pflegt, alle Kьhe schwarz sind", не видно принципа, из которого могла бы возникнуть действительность и которая будет началом диалектического процесса. У Шеллинга остается одна возможность и, как замечает Н. Гартман, эта возможность дедуцирования многообразной действительности из абсолютной индифферентности подобна плотиновскому "проодосу". Высшим принципом является абсолютная неразличимость, индифферентность, которая представляет собой не результат синтеза различных, а их непосредственное тождество. Такое тождество есть разум. Мы уже знаем, что разум есть орган истинного познания. Человеческое мышление в виде разума есть момент абсолютного разума. Самопознание есть необходимая черта абсолютного разума – разум есть лишь самопознание и больше ничего. Индифферентность абсолютного субъективно-объективного – разум, без которого нет ничего, – представляет собой самопознание; поэтому вся действительность есть только лишь самопознание. Поскольку абсолютный разум бесконечен, его самопознание тоже бесконечно. Поскольку вне разума ничего не существует, очевидно, что он и есть как субъект, так и объект познания. В абсолютном субъективно-объективном тождестве должно произойти раздвоение на субъект и объект. Это раздвоение есть условие возможности самопознания и поэтому оно в то же время есть условие начала диалектического процесса действительности. Если раздвоение и противоположность раздвоенных есть начало диалектического процесса, то очевидно, что каждая ступень самопознания есть восстановление, синтез тождества раздвоенных, где абсолютным тождеством восстанавливается свое тождество. Но вне разума нет ничего, а разум представляет собой абсолютное тождество. И действительность на каждой ступени своего развития должна представлять собой это абсолютное тождество. Различение субъекта и объекта нужно, но невозможно. Шеллинг полагает разрешить эту проблему посредством принятия этого различия за количественное, а не качественное различие. Так как ступени самопознания представляют собой всю действительность, поэтому каждая ступень действительности представляет собой опять-таки абсолютное тождество и индифферентность; но на каждой из этих ступеней есть избыток либо субъективного, либо объективного. Дифференциация, о которой Шеллинг рассуждал в предыдущие периоды, есть характеристика конечности и выражается в этом избытке. Ступени являются явлениями одного и того же тождества: их различие есть не качественное, а количественное68. Всякая ступень есть форма проявления абсолютного тождества, в котором субъективное и объективное вновь находятся в абсолютном тождестве. Эти ступени проявления, которые в действительности представляют собой ступени самопознания, Шеллинг обозначает новым термином – потенцией. И здесь следует отметить указанный выше недостаток диалектики Шеллинга. Все потенции существуют одновременно69. В диалектике Шеллинга нет процесса развития, диалектики. Из одного не вытекает другое – не вытекает временно, формально-логически, диалектически, – одно существует рядом с другим; путь перехода от одного к другому не указан. По мнению Шеллинга, такой путь не может быть указан, ибо его нет. Правда, потенции не существуют в отдельности, поскольку только в их целостности существует абсолютное тождество. Они связаны друг с другом, ибо без связи они не могли бы существовать, но характер самой связи не диалектичен. Можно было бы сказать, что эта связь диалектична лишь постольку, поскольку каждая потенция заключает в себе все моменты всей действительности и постольку абсолютного разума; правда, потенция не абсолютна, но носит в себе момент бесконечности. Разумеется в этом моменте, безусловно, проявляется своеобразие диалектического в потенции, но здесь нет основного для диалектики – самого диалектического процесса. Процесс возникновения действительности, процесс самопознания на самом деле не означает никакого процесса. Действительность "мертва". Говоря словами Гегеля, один момент не переходит диалектически в другой, а существует рядом с ним и вместе с ним, не связан с ним путем развития. | ||
|