Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
, признанные формальной логикой исходными для науки, не являются непосредственно полученными законами, они опосредованы более основными законами, представляют собой результаты основных положений. Формально-логические законы, согласно фихтевской дедукции, занимают второстепенное место; они представляют собой pазновидность общих законов.
§51. Основные ошибки диалектики Фихте. При оценке диалектики Фихте мы руководствуемся, с одной стороны, той формой идеалистической диалектики, в которой этот метод, предстал в окончательном виде, т.е. гегелевской философией, а, с другой стороны, принципиальными соображениями: насколько смогла оправдать себя идеалистическая диалектика в системе Фихте? Перечисленные выше моменты диалектики являются не только элементами метода, но представляют собой действительно его моменты, т.е. даны в целостности диалектического метода и являются различными сторонами диалектического процесса. Но с самого начала очевиден присущий диалектике Фихте основной недостаток: этот недостаток заслуживает внимания, так как в учении Фихте о методе ("Ьber den Begriff der Wissenschaftslehre") его трудно обнаружить. Мы имеем в виду понятие субъекта. Абсолютное "Я" является началом диалектического процесса действительности. Оно есть первое, на него опирается все, из него диалектически вытекает вся действительность, вся наука. Оно является и последним, ибо развитие диалектического процесса должно возвратиться к тому же пункту, из которого оно вышло: оно представляет собой последний синтез. Каждый этап развития является развитием "Я", его восхождением на более высокую ступень, его конкретизацией. В действительности фихтевское "абсолютное Я" представляет собой всесторонне развитый и конкретный дух. а) Реализовано ли все это в системе Фихте? Со всей решительностью можно ответить на этот вопрос отрицательно. Абсолютный субъект, начало и конец диалектического процесса, стоит вне диалектического процесса; он не участвует в диалектическом процессе; действие абсолютного "Я" выражается в полагании самого себя. Полагая самого себя, "Я" почти завершает свою деятельность: в системе Фихте мы уже не встретимся с абсолютным "Я". Диалектический процесс начинается после того, как абсолютный субъект перестал существовать. Начало системы и действительности есть пустая форма, не "Я" и не субъект, а форма "Я"; начало диалектического процесса есть субъект, т.е. определенное объектом, конечное "Я". Процесс развития совершенно оторван от начала: развитие, как было нами отмечено, есть развитие субъекта; каждая последующая ступень должна стоять выше предыдущей. В действительности же процесс развития в системе Фихте имеет противоположный этому характер: каждая последующая после начала ступень есть нисхождение абсолютного субъекта: абсолютное "Я" всегда стоит выше ступеней своего развития. Если в системе Гегеля идея является более высокой ступенью по сравнению с бытием, природа – по сравнению с идеей, а дух – по сравнению с идеей и природой, то в системе Фихте не только определяемый посредством "не-Я" субъект стоит ниже абсолютного "Я", но даже последние моменты развития – теоретический разум (в теоретической философии) и стремящийся к бесконечности практический субъект (в философии в целом) представляют собой низшие ступени абсолютного субъекта. Начало есть цель, конец – осуществленная цель. В начале подразумевается весь путь развития, а в конце этот путь сохранен и должен превратиться в момент. В действительности у Фихте начало стоит вне диалектического процесса и потому в нем не подразумевается не только весь путь, но и ни один момент этого пути. Конец является не осуществлением цели, а лишь полаганием цели и стремлением к ней. В последнем моменте пройденный путь не сохранен и не превращен в момент (aufgehoben); последний момент есть лишь, пользуясь терминологией Канта, регулятивная идея. Согласно диалектическому методу, каждый этап развития есть лишь момент: в нем сконцентрирован весь пройденный путь и в то же время дан зародыш форм будущего развития. Тем более таковыми должны быть начальный и последний этапы. Но в системе Фихте ни одному из них не присуща эта черта и в этом мы усматриваем основной недостаток диалектики Фихте. Понятие "Durchdringen", являющееся главным моментом диалектического развития и хорошо охарактеризованное у Фихте в работе "Ьber den Begriff...", позволяет нам идти вперед от каждого момента и восстановить пройденный путь. Из гегелевского понятия начала (Anfang) виден последующий путь развития – Sein и Nichtsein. В гегелевской категории идеи сохранен путь, пройденный субъектом в "элементе чистой мысли". Весь путь феноменологии снят и сохранен в понятии абсолютного знания (absolutes Wissen). По мнению Фихте, этот момент должен быть главным в диалектическом процессе, но Фихте не смог осуществить его: его осуществление будет делом Шеллинга и Гегеля. б) Какой вывод следует из вышесказанного? Если абсолютный субъект стоит вне диалектического процесса, если диалектический процесс протекает между началом и конечным пунктом, выходящими за рамки процесса, то ясно, что абсолютный субъект неподвижен. | ||
|