Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Однако это не означает, что завершено все "Наукоучение". Решение основной проблемы – восстановление бесконечного, являющееся главным моментом диалектического процесса, – дело будущего.
Выше мы отметили, что вся эта проблема есть проблема конфликта и примирения бесконечного и конечного. Окончательно она прояснится в практическом "Наукоучении". Фихте уже в основоположении поставил эту проблему, хотя сформулировал ее в других терминах. В заключительной части теоретического "Наукоучения" Фихте уже пользуется этими терминами. Здесь у нас опять-таки имеются доводы в пользу той интерпретации концепции Фихте, в частности, его диалектического метода, часть которой была изложена выше: "оба (конечное и бесконечное – К.Б.) должны быть одним; это вкратце значит: нет бесконечности, нет и ограничения; нет ограничения, нет и бесконечности. Бесконечное и ограниченное связаны в одном и том же синтетическом члене"63. §47. Диалектика теоретического духа. Рассудок и разум. Таков диалектический процесс, который привел нас от абсолютного "Я" к продуктивной способности воображения. Диалектический процесс не завершается на этом. Завершение процесса, если таковое должно существовать, состоит в тождеcтвенности результата и исходного пункта, тождество же пока не достигнуто. "Наукоучение" имеет два исходных пункта, следующих друг из друга: абсолютное "Я" – исходный пункт всего "Наукоучения", а первый синтез – исходный пункт частного "Наукоучения". Процесс круговорота в системе Фихте совершается дважды. Первый раз он берет начало с положения теоретического "Наукоучения": "Я" полагает самого себя как определенное через "не-Я" и возвращается к этому же положению. Во второй раз он начинает с абсолютного "Я" и возвращается к абсолютному же "Я". Первый круговорот содержится во втором и представляет собой один из его моментов. Для теоретического духа круговорот есть поступательное движение в истории абсолютного "Я", которое еще не закончило своего кругового движения. Конечный этап диалектического процесса истории теоретического "Я" Фихте рассматривает в "Wissenschaftslehre", основная тенденция которого нам уже известна. Здесь же более детально мы обсудим лишь несколько моментов. "Я" полагает самого себя как определенное через "не-Я". С этим процессом мы уже знакомы. Бесконечная деятельность "Я" модифицирует себя; она направлена на "Я" и это должно быть именно так, поскольку вся деятельность "Я", выражаясь словами Геимзоета, состоит в том, что "Я" мыслит самого себя64. Рефлексия над собой ограничивает чистую деятельность "Я" и преобразует ее в объективную деятельность. Рефлексия и подразумеваемое в ней противоречие между деятельностью и пассивностью "Я", между чистой и объективной деятельностью порождают ощущение третьего, в котором совершается синтез. Но "Я" – бесконечная деятельность. Модификация этой деятельности производит рефлексию над ощущением, т.е. производит рефлексию над самим ограничением. Рефлексия над границей означает выход за ее пределы. В рефлексии "Я" преодолевает границу, однако рефлексией же оно ставит себе новую границу65. Этапы ограничения и преодоления границы вкратце таковы: ощущение – интуиция – воображение (в них выявляется диалектический процесс, происходящий между продукцией действия "Я" и ее познавательным отражением) – рассудок – способность суждения – разум. Два момента являются характерными для "прагматической; истории" развития субъекта; эти моменты в дальнейшем оказались основополагающими для метода гегелевской феноменологии. Первый из них – это понятие рассудка, которое позже было развито и углублено Гегелем. Гегель считает рассудок сферой действия формальной логики и на основании этого пытается решить отношение между формально-логическим и диалектическим. Ступень рассудка достигается субъектом в его рефлексии над определенной границей – способностью воображения. Способность воображения определяется рефлексией, ее результат фиксирован. Результатом фиксации является утверждение (Festhalten, Festsetzen)66. Следовательно, должна существовать способность, посредством которой изменчивое становится устойчивым. Трудно передать все нюансы, характерные для немецкой философской терминологии. Фихте и Гегель подчеркивали, что немецкая философская терминология и немецкий язык вообще наиболее приспособлены для целей спекулятивной философии. В качестве иллюстрации приведем фихтевскую характеристику рассудка: "Es ist das Vermцgen, worin ein Wandelbares besteht, gleichsam verstдndigt (gleichsam zum Stehen gebracht wird), und heisst daher mit Recht Verstand"67. Рассудок есть способность, в которой изменчивое находит устойчивость. Рассудок является рассудком постольку, поскольку в нем что-либо фиксировано; и если что-либо фиксировано, то оно фиксировано, безусловно, в рассудке. Лучше об этом не говорит и сам Гегель, в системе которого во взаимоотношении между рассудком и разумом выявляется один из аспектов диалектической борьбы конечного и бесконечного. Второй характерный для диалектического процесса момент – разум (Vernunft). | ||
|