Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Первый параграф "Wissenschaftslehre" есть именно его прояснение и характеристика. Метод прояснения таков: устанавливаем какой-либо факт эмпирического сознания, и постепенно абстрагируемся от его эмпирических определенностей; продолжаем этот процесс до тех пор, пока не останется то, абстрагирование от чего уже невозможно18.
Основоположение должно быть признано всеми. Оно очевидно без всяких доказательств. Мысль, высказанная в нем, представляет собой факт сознания и означает не полагание А, а полагавшие тождества А с А. Не "А есть", или "Существует А", а "Если А есть, то есть А". Высказана только необходимая связь между "если" и "то"19. Эту необходимую связь Фихте обозначает знаком X. Когда А принадлежит эмпирическому сознанию, оно лишено момента необходимости; иначе обстоит дело с необходимой связью X. Во всех случаях X находится в "Я" и полагается им. Поскольку в положении "А есть А" судит "Я" и судит согласно X, т.е. следуя закону, очевидно, что X положено в "Я". Однако X означает "Я есть Я", поскольку без этого положения не было бы X и поэтому не имело бы силу положение "А есть А". В силу этого, "Я есмь Я", "Я есть Я" или "Я есмь" – основа положения "А есть А" "Я" полагает А посредством самополагания. "А есть А", ибо А – результат полагания самополагающего "Я". Следовательно, основой данного в факте сознания является деятельность, а не факт. "Я" полагает себя: "Я" есть чистая деятельность, акт. Оно полагает себя через свое бытие и есть через свое полагание20. Его действие есть его существование, его существование – его действие. В качестве действия оно есть субъект, а в качестве существования – объект; "Я" есть тождество субъекта и объекта, субъект-объект, как чистое действие, не может быть выведен из чего-либо. Его нельзя понять с помощью одних понятий. "Я", как действие, может быть дано только в интуиции21. Таким образом, "Я" первоначально полагает свое собственное бытие". В философии Фихте это положение составляет основу системности, монизма, идеализма и одновременно идеалистической диалектики. Тот, кто упразднит положение "Я есмь", преодолеет идеализм и станет на точку зрения спинозизма (согласно Фихте, спинозизм – это материализм). Фихте считает, что границу "Я" нельзя переступать. Эту границу признает критическая философия, ее переходит спинозизм (и только эти системы являются последовательными). Этот пункт кантовской философии послужил исходной точкой ее дальнейшего развития: своему толкованию кантовской системы, согласно которому вещь есть в себе (Das Ding ist an sich), Фихте противопоставил обратное положение: сущее в себе не есть вещь (Das an sich ist nicht das Ding), а есть абсолютный субъект22. Абсолютный субъект есть. То, что есть, согласно Фихте, является результатом действия субъекта. Очевидно заключение, которое дает Фихте: субъект является результатом своего действия. Но пока субъект есть лишь действие, его единственным результатом является лишь его действие. "Я" создает самого себя и его существование есть процесс самосозидания. "Я", как таковое, невозможно охарактеризовать. Характеристика означает предикацию, а предикация была бы определением "Я", его ограничением. Однако абсолютное "Я" пока только абсолютно и вне его не существует ничего, что могло бы его ограничить. Его деятельность, – а "Я" ведь одно лишь действие, – не направлена на объект; абсолютный субъект не имеет объекта. "Объектом" его служит само "Я", деятельность, исходящая от него, возвращается к нему же самому. В этом заключается та сложная для понимания мысль, которую в дальнейшем разъяснит Гегель посредством понятия "Fьr sich sein" и которую можно выявить уже здесь: действие, исходящее от "Я", направлено на самого себя и возвращается к самому себе; "Я", о котором говорится в начале "Wissenschaftslehre" – бесконечное "Я", и поэтому оно пока не есть субъект. Мы имеем дело с субъектом только тогда, когда "Я" противостоит объекту. По мнению Фихте, онтологически, разумеется, субъект предшествует объекту, создает его; поэтому ясно, что нет объекта без субъекта. Однако и субъект не существует без объекта, ибо в понятии субъекта подразумевается его противоположность объекту. Утверждение Фихте о том, что абсолютное "Я" является субъект-объектом, означает только то, что в абсолютном "Я" пока не выделен ни один, ни другой: абсолютное "Я" в себе и для себя есть и субъект и объект, т.к. оно – бесконечно, так же, как бесконечно действие, исходящее от него, направленное на него и возвращающееся к нему же. Вне себя оно не имеет объекта, которому бы противопоставил себя. И если абсолютное "Я" не может противопоставить себя чему-либо кроме самого себя, то оно не есть еще субъект. Абсолютный субъект не есть субъект, он является абсолютным "Я", вернее он является формой субъективности, Ichheit-ом. Вся система Фихте и необходимо связанный с ней диалектический метод implicite заключены в этом рассуждении. Таким образом, уже сформирована основа, определяющая содержание и метод системы Фихте. После этого для развертывания принципа диалектического метода необходимо лишь последовательное логическое мышление. | ||
|