Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
В синтетическом мышлении с "А" и "не-А" мы имеем дело не как с двумя понятиями (это – результат дихотомии и функция аналитического мышления), а как с моментами предметного понятия. "А" и "не-А" здесь не то, что противопоставляется друг другу и исключают друг друга, а наоборот, их соединение есть закон. Синтетическое деление понятия всегда является трихотомическим; среди двух противоположных моментов всегда имеется третий, в котором совершается их синтез78.
Как увидим дальше, вышеуказанный момент философии Канта полностью будет усвоен (и обогащен другими моментами) диалектической логикой Гегеля; его знаменитая триада содержит трихотомический момент синтетического деления понятия, взятый, однако, в ином порядке. Исходя из вышесказанного, нам не кажется случайным, что в философии Канта господствует трихотомия: каждые два различных члена соединены в "третьем", где они "примиряются" или же, во всяком случае, связываются между собой. Достаточно вспомнить всю систему Канта: 1. "Критику чистого разума", 2. "Критику практического разума", 3. "Критику способности суждения" или же: 1) чувственность, 2) рассудок, 3) способность воображения и т.д. "Некоторые считали рискованным то, что мои деления в чистой философии почти всегда бывают трехчленными. Но это зависит от природы вещей. Если деление должно быть произведено a priori, то оно будет или аналитическим по закону противоречия, и тогда оно всегда будет двухчленным (quod ьbet ens est aut A aut non А), или синтетическим, и если в этом случае оно должно быть выведено из априорных понятий (не как в математике – из созерцания, a priori соответствующего понятию), то деление необходимо должно быть трихотомией сообразно тому, что вообще требуется для синтетического единства, а именно: 1) условие, 2) обусловленное, 3) понятие, которое возникает из соединения, обусловленного с его условием".79 Помимо интересного утверждения Канта по поводу того, что понятие есть синтез обусловленного с его условием, – утверждения неоднократно им повторяемого и имеющего большое значение для выработки диалектического метода, – здесь ясно высказано и показано, что трехчленное деление является характерным моментом трансцендентальной философии. Тем более вызывает удивление то обстоятельство, что Гегель, который развил теорию синтеза Канта и превратил трансцендентальный синтез в синтез диалектический, высоко ценя трехчленное деление, считает его едва ли не случайным моментом философии Канта. В конце введения в ту же "Критику способности суждения" Кант дает схему, которую нам следует рассматривать в качестве иллюстрации высказанной выше мысли. I. Gesammte Vermцgen des Gemьts: I. Способности души в совокупности: 1. Erkenntnisvermцgen 2. Gefьhl der Lust oder Unlust 3. Begehrungsvermцgen 1. Познавательная способность. 2. Чувство удовольствия и неудовольствия 3. Способность желания II. Erkenntnisver mцgen: II. Познавательные способности: 1. Verstand 2. Urteilskraft 3. Vernunft 1. Рассудок 2. Способнссть суждения 3. Разум III. Prinzipien a priori: III. Априорные принципы: 1. Gesetzmдssigkeit 2. Zweckmдssigkeit 3. Endzweck 1. Закономерность 2. Целесообразность 3. Конечная цель IV. Anwendung auf: IV. Применение их к: 1. Natur 2. Kunst 3. Freiheit 1. Природе 2. Искусству 3. Свободе80. Каждое среднее понятие и есть то третье, которое соединяет два разъединенных и противопоставленных друг другу понятия (каковы, например, природа и свобода). Здесь следует подчеркнуть один момент, оставленный исследователями без внимания, момент, который прекрасно знал сам Кант. Вопрос касается дедукции категорий и таблицы категорий. На трихотомический принцип деления, использованный в этой таблице, исследователи и историки философии давно обратили внимание, придавая ему большое значение. Но почти каждый исследователь и историк философии такую форму деления считает случайным и внешним моментом философской (системы Канта. Этот "случайный и внешний" момент превратится впоследствии в необходимый момент диалектического метода Гегеля. То, что здесь мы имеем дело не со случайностью и что такая форма деления необходима, видно из вышесказанного: в философии Канта, согласно ее синтетическому принципу, всякое деление должно принять форму трихотомии. Кант, правда, становится на точку зрения классификации суждений традиционной логики и строит свою таблицу, исходя из нее, однако главное заключается именно в форме таблицы, являющейся носителем принципа синтетического деления. Количество: Единство. Множественность. Целокупность. Качество: Реальность. Отрицание. Ограничение. Отношение: Присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens). Причинность и зависимость (причина – действие). Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию). | ||
|