Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Философия Гегеля есть философия "духа" – субъекта (Philosophie des Geistes), а Шеллинг уже определенно пишет о субъекте как о принципе философии (Vom Ich als Prinzip der Philosophie).
Отсюда ясно, что весь немецкий идеализм – именно в этом заключается его идеализм – является философией субъекта. Исходя из этого принципа, выработка идеалистической диалектики объясняется очень просто. Очень просто понять и то, почему в немецком идеализме диалектический метод принял специфическую форму. Сказать, что субъект есть принцип немецкого идеализма и, в частности, идеалистической диалектики, не достаточно; надо более детально охарактеризовать его. Согласно этому принципу в действительности не существует ничего, кроме субъекта, который именно в силу своего своеобразия не обусловлен. Не существует ничего вне субъекта, что могло бы обусловить его. В немецком идеализме задача ставится определенно: из одного начала – субъекта, вне которого не существует ничего, должно быть выведено все многообразие действительности. Монизм мировоззрения – одно из характерных своеобразий немецкого идеализма и диалектического метода. Можно решительно утверждать, что без монизма немецкий идеализм не сумел бы создать диалектического метода. Возможно ли из одного момента выводить всю действительность? Идеализм имеет лишь один выход: открыть в этом моменте – субъекте – отличный от него момент. Ввиду того, что исходная точка – всего лишь субъект, ясно, что этот субъект должен найти в себе нечто отличное от него самого. Согласно немецкому идеализму, если подлинно существующим является субъект, то он должен обладать способностью различения (unterscheiden) з себе самого себя. "Различение в себе самого себя" (Sich in sich selbst unterscheiden) – вот основная способность субъекта. Такая способность субъекта должна помочь ему в процессе построения действительности. Если субъект открывает в себе отличающийся от самого себя момент, он противопоставляется этому моменту, т.е. себе. Субъекту поначалу не известно, что этот отличный от него момент является его же моментом, "его иным". По словам Гегеля, весь этот процесс протекает "будто бы за спиной субъекта"11.. Но в действительности, этот отличный от субъекта момент есть "его иное". Это "его иное", т.е. отличный от субъекта, но все же его собственный момент (ведь субъект его открыл в самом себе), является субъекту как нечто иное, предмет, действительность. Субъект познает эту действительность и удостоверяется, что это отличный от него предмет, действительность есть он сам, субъект. Субъект "в себе" (an sich) открывает в себе "свое иное" (sein Anderes), отчуждается (Anderssein) от себя, но в конце процесса, познавая "свое иное", познает себя, возвращается к себе, становится an und fьr sich. Подробнее об этом процессе речь пойдет ниже; здесь нам надо было набросить лишь общую схему для понимания того, каким образом исходя из понятия субъекта немецкий идеализм построит действительность. Уже ясно по какому пути идет немецкий идеализм. Этот путь и составляет содержание идеалистической диалектики: от субъекта к действительности, где происходит обнаружение самого себя, т.е. возвращение от действительности назад, к субъекту. Здесь хорошо видна знаменитая триада. Цель всего этого процесса – осуществление субъектом самого себя. Субъект движется, выходит за свои пределы, чтобы обогащенный опытом возвратиться к самому себе, как к сознающему субъекту (Die Bewegung des Sichselbstsetzens). Диалектический процесс в немецком идеализме выражен и в других терминах. Это термины рассудка и разума (Verstand – Vernunft), более часто используемые в рассматриваемом нами периоде. Безусловный, бесконечный субъект – разум – выходит за свои пределы, создает действительность и этим определяет самого себя, превращает себя в конечный субъект. Субъект как конечный разум есть рассудок. Субъект познает в действительности себя же самого и этим восстанавливает свою бесконечность. Борьба рассудка и разума, или же разума с самим собой – один из основных моментов идеалистической диалектики. Вышесказанного вполне достаточно для выявления того, что основой идеалистической диалектики в самом деле является субъект. Весь немецкий идеализм представляет собой философию субъекта. Этим и объясняется своеобразие идеалистической диалектики. Выше было отмечено, что субъект поглощает всю действительность и переносит на всю действительность диалектический процесс, протекающий в мысли, в субъекте. Для немецкого идеализма не составляло особого труда распространение диалектического метода на действительность, ибо для него сама действительность представляет собой диалектическое развитие12. В крайне идеалистической концепции уже имеется зародыш нового пути, по которому произойдет переработка диалектического метода: бесконечный субъект устраняется, остается лишь реально существующая действительность, в которой, даже по мнению Гегеля, господствуют законы диалектики13. -------------------------------------------------------------------------------- Глава Вторая ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В ФИЛОСОФИИ КАНТА I. | ||
|