Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Но, по мнению Шеллинга, этим натурфилософия ответила только на один вопрос; натурфилософия прошла путь от природы к субъекту, сознанию. Диалектический процесс требует, чтобы был пройден обратный путь, с тем, чтобы круг замкнулся: путь от субъекта, интеллигенции к природе не пройден, и натурфилософия не может его пройти. Этот путь должен быть очерчен "трансцендентальным идеализмом". III. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В "ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ИДЕАЛИЗМЕ" §59. Проблема трансцендентального идеализма. У трансцендентального идеализма две цели: 1) натурфилософия показывает происхождение сознания. Как бы ни были тождественны субъективное и объективное, что бы ни говорил Шеллинг об их индифферентности, все же ясно, что природа в глубине своей "субъективна". Она не субъективна согласно терминологии Шеллинга и вообще немецкого идеализма, ибо ей не хватает самосознания, самопознания. Она субъективна в смысле нашей терминологии, ибо природа духовна и ее последней и высшей потенцией является субъект, самопознание и сознание. Развитие природы от продукта к продукту заключает в себе необходимость, которая определена не категорией причинности, а категорией телоса. Действие субъекта, вернее, духовного момента не является слепым и бесцельным: в нем подразумевается не только теоретический, но и практический моменты – вопя в виде хотения. Абсолют ведь есть познание, но он в то же время есть желание выразить это познание, т.е. самого себя. Он есть бесконечное желание познания, т.е. бесконечное желание самого себя39. Но это хотение, желание обусловлено определенной целью – самопознанием. В желании самого себя абсолют выражает самого себя в виде природы и в ней познает самого себя посредством того, что природа представляет собой историю сознания, в конце которой субъект познает себя как пройденный процесс. Природа с необходимостью познала себя. Субъект – интеллект – с такой же необходимостью познает весь этот процесс. Познание этого процесса есть его идеальное повторение, построение в сознании того, что было пережито природой в процессе саморазвития. Путь трансцендентальной философии параллелен и противоположен но отношению к натурфилософии. Здесь нет двух различных систем, а есть лишь два восполняющих друг друга момента одной системы. В процессе осуществления этой главной цели осуществляется и вторая цель: примирение бесконечного и конечного в новом аспекте. Проблемой трансцендентального идеализма является дедукция объекта из интеллигенции, переход от субъекта к объекту. Но ведь этим не исчерпывается задача Шеллинга: конечной целью является тождество субъективного и объективного, т.е. субъективное, достигшее объективного, в этом объективном находит самого себя и отождествляется с ним. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм имеют одну и ту же цель: тождество субъективного и объективного. Противоположны же у них исходные пункты: "Либо за первичное принимается объективное, и спрашивается, как привходит сюда субъективное, долженствующее согласоваться с первым". Это – задача натурфилософии. "Но можно также субъективное брать за первичное, и тогда задача сведется к выяснению того, откуда берется согласующаяся с этой первичностью объективность"40. Здесь поставлена проблема трансцендентального идеализма. Проблема трансцендентального идеализма – тождество субъекта и объекта41 – представляет собой проблему взаимоотношения бесконечного и конечного в новом аспекте: это – проблема согласования свободы и необходимости. Субъект является познающим, так как в объекте познает самого себя: иначе не может быть установлено тождество субъективного и объективного и трансцендентальная философия не достигнет своей цели42. Субъект деятелен, ибо им создается предмет и объективное, которое познается им как свое действие. В первом случае субъект обусловлен, конечен; действие его, как обусловленного, зависит от обусловливающего, оно не свободно, а зависит от объекта. Во втором случае субъект свободен и бесконечен43. Первое заключает в себе необходимость, второе – целеполагающее – целесообразность. Но как в первом, так и во втором случаях мы имеем дело с одним и тем же субъектом. Субъект колеблется между конечным и бесконечным, свободой и необходимостью и представляет собой их целостность. §60. Исходный пункт диалектического процесса. Здесь уже можно сказать окончательно – и это утверждение мы еще подкрепим примерами – идеалистическая диалектика уже в своем исходном пункте ищет, вернее, имеет противоречие. Противоречие существует между двумя моментами – конечным и бесконечным, свободой и необходимостью. Исходя из идеалистического тезиса, содержанием которого является абсолютный субъект, бесконечная мысль, идеализм не имеет другого пути, кроме того, чтобы всю действительность заключить в него. Но если субъект созерцает в самом себе непосредственно и только самого себя, то мы не будем иметь дела ни с действительностью, ни с его познанием. Целью немецкого идеализма является не бесконечное и абсолютное само по себе, а – как это ни парадоксально – действительность, в которой мы живем. | ||
|