Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Субъект с самого начала абсолютно свободен и бесконечен, так как он, оказывается, ничем не обусловлен: он осуществляет свое желание; в процессе осуществления он становится конечным и ограниченным, с тем, чтобы в процессе самопознания он восстановил свою бесконечность и свободу посредством познания самого себя как желающего познать самого себя. В этом контексте есть один момент, который обнаруживается в гегелевской диалектике, момент, называемый некоторыми исследователями "внешней" диалектикой57. По правде говоря, диалектика Фихте и Шеллинга, поскольку она касается "истории сознания", представляет собой образец "внешней" диалектики; и здесь имеется в виду диалектическая борьба между "Я" и "не-Я" субъектом и объектом. Этот момент нами выделяется потому, что в трансцендентальном идеализме Шеллинга он принимает более конкретный вид и выражается в терминах понятия и объекта, позднее использованных Гегелем в "Феноменологии духа".
Трансцендентальным идеализмом истина определяется как соответствие, совпадение, в конечном счете тождество понятия и объекта. Это определение приемлемо для всего немецкого идеализма. Здесь речь идет не об Abbildstheorie, а только об Ьbereinstimmung, а затем о тождестве. Об этом уже у Канта сказано определенно и, по нашему мнению, без этой теории Кант был бы непонятен: именно в этой теории кроется один из диалектических моментов кантовской системы. Истина есть соответствие объекта и представления (понятия). Объект, созданный трансцендентальной апперцепцией, подчиняется ее же закономерности; познание, если оно хочет быть истинным познанием, познает этот предмет – оно воссоздает этот предмет. В процессе познания этого предмета познающий возвышается до трансцендентального сознания, осуществляет его закономерность: только в этом случае будет истинным созданное им понятие-представление, это понятие-представление совпадет с объектом. Теорией Vorbild-Nachbild Фихте доказывается то же самое. Эта теория уже была рассмотрена нами по крайней мере в той степени, что сейчас нет необходимости в ее освещении. В трансцендентальной философии Шеллинга тот же вопрос рассматривается в новом аспекте. Акт субъекта, как мы уже знаем, не отличается от содержания акта. В реальном действии (reelle Tдtigkeit) субъекта акт и его содержание, продукт этого акта тождественны. Только в его идеальном (ideelle) действии произошло их разобщение и противопоставление58. Реальное действие представляет собой бесконечный и свободный субъект, его поступательное действие, идеальное же действие есть обратное, ограниченное, рефлективное действие самопознания. При этом идеальном действии разъединяются впервые субъект от объекта, акт – от содержания, понятие – от предмета. То, что было тождественным – понятие и предмет – сейчас разобщено, ибо оно стало предметом рефлексии. Акт абстракции отграничивается от содержания и таким путем он становится понятием, содержание же – объектом, предметом. Здесь впервые встает проблема истины, т.е. взаимной согласованности, совпадения понятия и предмета – объекта. Содержание "трансцендентального идеализма" представляет собой процесс диалектической борьбы понятия и объекта. Понятие и предмет не покрывают друг друга, они отличаются друг от друга, противоположны друг другу. Весь диалектический процесс есть постепенное преодоление различия между ними; в конечном счете, понятие в предмете познает самого себя, а предмет усматривает в самом себе понятие. В теоретической части трансцендентального идеализма описывается, как понятие постепенно обнаруживает в объекте самого себя и как совпадают друг с другом в окончательно восстановленном субъекте – его свободе – понятие и объект: ведь теоретическая деятельность субъекта зависит от его определения, она определяется объектом. В практической философии основным характерным моментом субъекта является желание: желание познать самого себя, осуществить, создать самого себя. Таким образом, субъект имеет определенную цель – понятие – и в соответствии с этой целью он осуществляет самого себя; он осуществляет понятие, т.е. превращает понятие в объект: если между понятием и объектом существует различие, процесс осуществления, реализации будет продолжаться до тех пор, пока различие не будет снято, пока в объекте не будет исчерпана цель, пока созданный объект не совпадет с целью – понятием. Удивительно, что никто из исследователей не установил связи между рассмотренным выше столь очевидным моментом в шеллинговском трансцендентальном идеализме59 и методом гегелевской "Феноменологии", а постольку и с данным в "Феноменологии" диалектическим методом. В этом же моменте ясно виден глубочайший телеологический момент всей системы Шеллинга и, в частности, его диалектического метода: весь диалектический процесс представляет собой осуществление определенного желания – субъект ставит цель; эта цель есть самопознание; субъект "высказывает" желание; это желание есть создание, осуществление самого себя, т.е. самопознание. Весь диалектический процесс со своим содержанием и, главное, формой есть реализация целесообразного желания. Выше уже было указано, как зависит форма диалектического метода от телеологизма. | ||
|