Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Поэтому исследование названными авторами моментов диалектического метода в философии Канта носит фрагментарный характер. Диалектические моменты воззрения Канта они излагают так, будто между этими моментами кет никакой связи. Некоторые из них, например, В. Асмус, полагают, что, по сравнению с остальными своими произведениями, в вышеуказанном сочинении Кант ближе подходит к диалектике и более ясно формулирует ее моменты, а в "Критике..." и вообще в "критическом периоде" в мировоззрении Канта, правда, можно выделить некоторые моменты диалектического метода, но идеи "Опыта..." уже потеряны. Это соображение несправедливо, т.к., по-видимому, уже можно считать доказанным, что между критическими и докритическими трудами Канта нет пропасти, как это до сих пор представлялось28. "Опыт..." же является первым введением в "Критику..." Канта. Ни один из вышеназванных авторов не заметил, что "Критика..." усвоила основные мысли "Опыта...." и сделала их своей органической частью. Идеи, изложенные в "Опыте...", Кант разделяет и после того, как становится на точку зрения философии субъекта. Поэтому возможное возражение против нас, будто мы видим основу идеалистической диалектики в философии субъекта и в то же время пользуемся работами Канта докритического периода, лишено всякого основания.
Реальное основание может быть как положительным, так и отрицательным: если есть нечто определенное (bestimmte), в силу этого есть и другое, основанием которого является первое; или же: если есть нечто, в силу этого нет другого. В обоих случаях мы имеем дело с отличающимися друг от друга основанием и следствием: основание и следствие суть два различных предмета. Кант стремится доказать, что вышеуказанное реальное основание отличается от формально-логического. Закон противоречия есть основание в формально-логическом (в качестве такового Кант считает и закон тождества, однако ради простоты изложения мы рассмотрим лишь закон противоречия, что вовсе не меняет хода мыслей Канта). План доказательства таков: отрицательное реальное основание не есть формально-логическое противоречие, стало быть, формально-логическое основание отличается от реального основания. Для установления этого общего положения Кант показывает, что логическое противопоставление (противоречие) не есть реальное противопоставление, что логическое отрицание не есть отрицательная величина и поэтому отрицательная величина не есть понятие, полученное посредством формально-логической операции. Логическое противоречие есть только отрицание. В данном случае мы имеем лишь то, что отрицается нами, лишь отрицаемое без всякой положительной определенности. Логическое отрицание "А" отрицает только "А", и в результате получается неопределенность: "не А". Реальное же противопоставление имеет положительные признаки, в реальном противопоставлении и противоречии оба его члена – положительны, они противопоставляются друг другу ,как носители положительной определенности. Здесь мы имеем не только отрицаемое, но и реальное отрицающее. Если логическое отрицание выражается посредством "не А", реальное отрицание выражается через "+А" или "–А" в зависимости от того, противопоставляется оно "–А" или "+А": "А" и "не А" не могут одновременно существовать, тогда как одновременное существование "+А" и "–А" не только возможно, но и фактически принято в математике. С формально-логической точки зрения невозможно, чтобы в заданном направлении что-либо двигалось и в то же время не двигалось; реально же возможно, чтобы предмет подвергался воздействию двух сил, которые имеют различные или противоположные направления. Логическое отрицание выражает отсутствие, несуществование чего-то, а реальное означает противопоставление друг другу положительных моментов29. "Отрицательная величина не есть отрицание величины"; отрицание величины вообще не было бы величиной и поэтому – отрицательной величиной. Отрицательная величина на самом деле есть "нечто само по себе вполне действительно положительное, но противоположное по отношению к другому". Отрицательные величины мы обнаруживаем в природе. Однако правилами формальной логики невозможно понимание и объяснение существования отрицательной величины в природе, в действительности. Например, непроницаемость является отрицательным притяжением, неудовольствие – отрицательным удовольствием, отвращение – отрицательным желанием и т.д. Если бы неудовольствие означало только отсутствие удовольствия, оно оставило бы без изменения наши ощущения и чувства. Кант доказывает существование отрицательных величин в психической жизни, а также в нравственных чувствах. Более интересными являются те страницы труда, где выявляется значение отрицательных величин в сфере материальной действительности. Для нас не имеет никакого значения, насколько удачны примеры, приводимые Кантом для иллюстрации своей мысли, гораздо важнее развиваемая в "Опыте..." основная мысль о реальном противоречии. Всякая естественная и определенная сила действует постольку, поскольку она противопоставляется другой силе, поскольку она уничтожает или уменьшает действие другой противоположной силы. | ||
|