Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Такое противопоставление, безусловно, содержит долю истины. Для нашей цели до сих пор этого было достаточно. Но, согласно Канту, различие между ними гораздо глубже. В трансцендентальной философии конкретность мысли достигается не только ее содержанием (чего лишено абстрактное), а определенным носителем этого содержания. Современная кантианская логика, которая пытается упразднить понятие субъекта и отделила содержание познания от акта познания (содержание интендировано и подразумевается в акте), частично отошла от Канта: глубочайшее значение кантовского трансцендентализма, оказавшего решающее влияние на развитие всего немецкого идеализма, заключается именно в том, что он ввел в логику понятие субъекта. Содержание мысли – это деятельность субъекта. Логическая идея представляет собой идею субъекта. Она не является принадлежностью имматериального идеального мира, всего лишь осмысленного субъектом, нет, логическая идея есть творение субъекта, осмыслена им и только поэтому она составляет элемент идеального, имматериального мира. Субъект создает логическую идею, не формально-логическую, оторванную от действительности, а конститутивную для действительности, субъект создает действительность, поскольку действительность есть закономерность.
Понятия, в частности, категории, основные положения, идеи, вообще элементы трансцендентальной логики в действительности суть тезы, акты сознания трансцендентального субъекта, которыми субъект строит действительность. Кант отделил от действительности субъект, являющийся ее частью, и противопоставил его действительности26. Но субъект и действительность не остаются обособленными. С помощью трансцендентального метода Кант сумел примирить их. Примирение происходит на основании того, что субъект совершает некий онтологический трансцензус и выносит себя вовне, гипостазирует себя в виде закономерности действительности. Уже здесь, в этом моменте, ясно проявляется мысль, ставшая основой в окончательно сформировавшейся идеалистической диалектике – в системе Гегеля: выход субъекта вовне, отчуждение от самого себя, его проявление в виде природы, явление самому себе в форме "своего другого" – как первый этап в диалектическом развитии. Об этом моменте в философии Канта более подробно речь пойдет ниже. Интерпретация марбургской школы, согласно которой трансцендентальная философия является рефлексией над естествознанием Ньютона – Галилея, несомненно содержит истину. Ко для Канта главным и существенным является не только этот момент теория действительности, философия субъекта составляют глубочайшее содержание воззрения Канта. Большое влияние оказало на Канта физико-математическое мышление, которое соединилось со стержнем кантовской идеалистической философии субъекта. По утверждению Кронера, мысль привыкла уделять внимание не субстанциям и причинам явлений, а изучению математических отношений. Этим был заложен фундамент логики, которая определенности мысли (Denkbestimmungen) относила не к существующему в себе идеальному миру субстанций, а трактовала их как систему тезисов (Setzungen) "Я", субъекта. Выше было установлено, что один из основных исходных пунктов идеалистической диалектики заключается в философии субъекта. Реформа логики, вызванная тем, что субъект был включен в область логики, и создание на этой основе нового, трансцендентального метода указали новые пути познания действительности, в частности, преобразования логики: был открыт путь для выработки идеалистического диалектического метода. Как отмечалось, мы вновь вернемся к обсуждению этого момента в философии Канта, к рассмотрению зарождения элементов диалектики в ней. Сейчас же достаточно отметить следующее: первая ступень диалектического развития в зачаточном виде уже содержится в вышеуказанном моменте. Этот момент возникает как результат того, что субъект был включен в науку логики. Это включение субъекта в логику, необходимое для трансцендентального метода Канта, означало вступление трансцендентального метода на путь диалектики; оставалось лишь логически развить и завершить мысль, что и было осуществлено после Канта последующим поколением мыслителей. §10. Понятие логики философии. Поскольку мы обсуждаем те моменты трансцендентального метода и трансцендентальной логики, которые в своих недрах содержат либо элементы диалектического метода, либо указания на них, мы не можем оставить без внимания одну проблему, которая необходимо должна была возникнуть в рамках трансцендентального метода. Постановка и решение этой проблемы, по-видимому, изменили бы всю "Критику..." и привели бы к переработке самого метода в сторону его сближения с диалектическим методом. Вопрос касается т.н. "логики философии", проблему которой ясно представлял себе уже Рейнгольд. Фихте впервые реализовал эту идею ("логика философии", выдвинутая в наше время Ласком, уходит своими корнями в "Наукоучение" Фихте). Действительно, если познание вновь требует познания, именуемого наукой логики, то спрашивается: по какому праву мы ограничиваем его рамками специально-научного познания? Философское познание ведь также является познанием. | ||
|