Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Идея развития несомненно дана; отрицать ее наличие в системе абсолютного тождества Шеллинга невозможно. Но развитие понимается по Лейбницу, как развитие ступеней: не как восхождение по ступеням или прохождение ступеней, а как наличие отдельных ступеней, где каждая последующая выше предыдущей ступени, но переход от одной к другой невозможен, так как нет пути, ведущего от одной ступени к другой. Их связь состоит лишь в том, что их целостность представляет не что иное, как ступени абсолютного тождества: развитие имеет место без движения; развитие здесь не есть сплошная линия, а лишь линия, обозначенная пунктиром.
Соответственно тому, какой момент преобладает, существует реальный ряд – преобладание объективного или идеальный ряд – преобладание субъективного. Оба эти ряда одинаковы; различаются они лишь направлением: поэтому их целостность опять-таки есть абсолютная индифферентность. Для выражения своей основной мысли Шеллинг прибегает к следующей схеме: где А=А выражают индифферентность, а А=В – количественное различие. Ни А и ни В не полагаются сами по себе, полагается лишь их целостность, в котором имеет место преобладание субъективного и объективного и их количественная индифферентность. Знак + обозначает преобладание. Если А субъективен, а В – объективен, то +А=В есть идеальный, а А=В+ – реальный ряд. Целостность потенций представляет собой разум, бесконечное самопознание, абсолютную тотальность. Но и каждая потенция является носителем всей тотальности. Правда, каждый предмет, как тот или иной предмет, конечен, но в то же время он представляет универсум в его тотальности, он есть универсум в микрокосмосе и поэтому заключает в себе бесконечность. Каждая потенция представляет собой релятивную тотальность. Первая релятивная тотальность есть материя – минимум субъективного и максимум объективного. Последняя ступень самопознания – истина и произведение искусства – есть последняя релятивная тотальность: максимум субъективного и минимум объективного. Диалектику иногда характеризуют как совпадение противоположностей, и в этом отношении в coincidentia oppositorum Джордано Бруно и Николая Кузанского видят подлинную диалектику. Если это так, то к подлинной диалектике в немецком идеализме ближе всех подошел Шеллинг, но подлинная диалектика состоит не в coincidentia противоречий, а в их преодолении. В преодоленном, в третьем, синтезе противоречия являются лишь моментами. Поэтому совершенно непонятно мнение К. Фишера, будто бы невозможно не признать существенное согласие между гегелевской диалектикой и шеллинговским методом потенцирования70. Диалектика в том виде, как она была сформулирована в гегелевской системе, довольно существенно отличается от шеллинговского метода потенцирования. И "приоритет", о котором говорит К. Фишер, принадлежит если не Гегелю, то, по крайней мере, Канту и Фихте, а не Шеллингу. Разумеется, мы не думаем, что метод потенцирования ничего общего не имеет с диалектическим методом Гегеля. Мы могли бы сказать большее; несмотря на то, что давно доказано, а сегодня мы располагаем новыми доводами в пользу того, что еще до знакомства с Шеллингом у Гегеля была выработана схема диалектического метода, система Шеллинга, в частности метод потенцирования, все же оказала большое влияние на окончательное формирование диалектики Гегеля. Это станет совершенно очевидным при рассмотрении гегелевской диалектики. Наряду с существенным отличием, метод потенцирования у Шеллинга обладает и такими моментами, которые, безусловно, были привнесены Гегелем в свою диалектическую систему. Наряду с другими, следует отметить один момент, который, по нашему мнению, является необходимым результатом и характерной чертой идеалистической интерпретации диалектики. Этот момент, который уже был в кантовской критике в виде зародыша, а в фихтевском "Wissenschaftslehre" одним из главных моментов, в философии Шеллинга становится чуть ли не всем ее содержанием: если подлинная действительность есть разум, если действительность есть познание разумом самого себя, а высшая форма познания выражается в философии, очевидно, что высшим видом абсолютного разума является познанный мир; познанный мир не в том смысле, будто мир, как абсолютное, был отдельным и отличным от самого познания; нет, абсолютный разум есть само познание, наука, философия. Эта крайне идеалистическая концепция, которая могла быть выдвинута только немецким идеализмом, тесно связана с его методом – диалектическим методом; метод есть основа, а диалектическая концепция – результат, построенный на этой основе, или наоборот, этот вопрос вообще не имеет смысла в немецком идеализме: для него метод и содержание, форма и материал представляют собой тождество различных, целостность, в которой только рассудочная абстракция может разъединить их и поставить указанный выше вопрос: вся действительность есть философия и философия есть единственная подлинная реальность: "Невозможно, чтобы существовало абсолютное познание и в то же время вне него существовал абсолют; одно и другое составляют целостность, и в этом состоит сущность философии71. | ||
|