Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
В этом весь смысл развития природы: саморазвитие природы есть ее самопознание. Ступени саморазвития представляют собой ступени самопознания. Ступени, потенции являются этапами самопознания: высшей потенцией, т.е. высшей ступенью самопознания является субъект. Абсолютное есть процесс познания и ничего более. В своей высшей потенции абсолютное есть разум (Vernunft), который знает самого себя (Sichselbstwissen) как познание, как философию. Абсолютное есть философия.
Субъект-объект, как абсолютное, есть бесконечное-конечное, он есть индифферентность конечного и бесконечного. Он есть принцип развития, т.е. самопознания. В нем нет процесса, процесс находится вне него. Он распадается, различает в самом себе самого себя; говоря словами Гегеля, он производит в самом себе различение, становится природой, пытается возвратиться к самому себе и восстановить индифферентность37. И с этой точки зрения процесс саморазвития – самопознания диалектичен. Абсолютное выступает как 1) объект, природа, затем как 2) субъект, который 3) познает в природе самого себя и составляет с нею целостность. По мнению Шеллинга, каждым из этих моментов выражается весь абсолют, ибо в каждом из них есть и момент конечного. В целостности субъективного и объективного субъективное бесконечно, оно – сущность (Wesen), объективное же конечно, оно – форма. Но невозможно разъединить форму и сущность, так как они проникают друг в друга и составляют целостность. Весь процесс представляет собой разъединение формы и сущности и их взаимопроникновение: "проникновение бесконечного в конечное, единого в дифференцированное" и "восстановление бесконечного в конечном". Объекты (прежде "продукты") являются ступенями развития абсолюта. Но абсолют есть познание, и только. Объекты же представляют собой ступени познания. Ясно, почему их Шеллинг называет идеями. Идеи представляют собой ступени самопознания. Этот момент в системе Шеллинга считается многими исследователями неясным и непонятным, в действительности же он не представляет собой никакой трудности. И возможно, что с точки зрения диалектического процесса линия Фихте – Шеллинг наиболее четко подмечается именно здесь: "Я" у Фихте, которое определяет свое бесконечное действие с целью самопознания, посредством этого определения, т.е. процесса самопознания, обратного действия "Я", создает объект. Объект есть ступень диалектического процесса "Я", ступень самопознания (в рефлексии). Эту линию продолжает и Шеллинг: объект есть идея, ибо он есть ступень самопознания, отражение абсолюта, того или иного его этапа. В процессе этого самопознания и создается абсолютом объект (природа), т.е. абсолют объективирует самого себя; абсолют выходит за свои пределы и превращается в конечное; этот выход есть объективизация бесконечного в конечное (Die Objektivierung des Unendlichen im Endlichen). Этапы самопознания абсолюта представляют собой идеи. Идеи природы являются потенциями. Разумеется, идеи и потенции в системе Шеллинга различаются; в процесс самопознания вплетен момент воли; есть еще ряд моментов, которые нами здесь вовсе опущены. Мир идей, идея божества, идея полноты и др. имеют весьма большое значение для натурфилософии Шеллинга этого периода (1801-1803), но для характеристики и разработки диалектического метода они ничего нового не дают. Следует только подчеркнуть еще одно: это – новое понятие связи (Band), которое до сих пор было затронуто лишь мимоходом. Главной проблемой философии Шеллинга является взаимосвязь бесконечного и конечного. Именно поэтому диалектична философия Шеллинга: "Разумеется ни один вопрос не может быть более значительным, чем вопрос о взаимоотношении бесконечного бытия и конечного". Теперь основной смысл своей натурфилософии Шеллинг видит в том, что бесконечное и конечное "взаимосогласованы", взаимосвязаны: связь (Band) есть именно связь бесконечного и конечного. Эта связь господствует в природе, представляющей собой тождество субъективного и объективного. Диалектический синтез не завершается натурфилософией. Да и сомнительно, возможен ли окончательный синтез в натурфилософии Шеллинга. Если в наукоучении Фихте фактически нет последнего синтеза, то в идее он все же подразумевается: в идее "Я" восстанавливает свою бесконечность, в идее "Я" снимает свою конечность и в идее "Я" – бесконечно и абсолютно свободно. Весь диалектический процесс действительности представляет собой историю сознания бесконечности и свободы "Я". В идее эта история завершена. Шеллинг с самого начала заявляет, что полное восстановление бесконечного невозможно: об этом свидетельствует безусловная связь бесконечного и конечного во всей природе. Несмотря на это, Шеллинг пытается найти такой пункт, в котором сама связь разрывает связанное ("in welchem das Band das Verbundene vollends durchbricht") и становится осязаемой. Этот пункт есть человек, в котором абсолютное возвращается к своей вечной и бесконечной свободе38. Дело в том, что, по мнению Шеллинга, в конечном существе, человеке есть момент бесконечности и свободы, посредством которого и в котором абсолютное, вышедшее за свои пределы, превращенное в объект, в этом объекте (ведь и человек – объект и продукт природы) созерцает самого себя и возвращается к самому себе. | ||
|