Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Таким образом, даже столь краткий обзор "Трансцендентальной диалектики" выявил несколько основных моментов диалектики. Этими моментами являются: отличие разума от рассудка, понятие необходимости противоречия, отношение между конечным и бесконечным как содержание противоречия95. понятие связи и целостности объектов опыта; связь объектов опыта с мировым целым. VII. ВЫВОДЫ §21. В трансцендентальной философии Канта мы выявили несколько сторон, ставших в процессе развития немецкого идеализма моментами диалектического метода. Некоторые из этих сторон стали достоянием лишь идеалистической диалектики, другие же – существенными моментами диалектического материализма. К первой группе принадлежат прежде всего понятие субъекта и следующие необходимые для развития субъекта ступени: субъект в себе, отчуждение субъекта, конструирование им природы и, наконец, самопознание субъекта и возвращение его в себя. Ко второй группе относятся следующие основные моменты: взаимосвязь явлений и их связь с мировым целым; ограничение формально-логического сферой абстрактного и аналитического, понятие реального противоречия, характеристика понятия необходимого противоречия и др. Мы уже не раз отмечали, что нашей целью не является анализ всей системы Канта; нас интересуют только моменты, в которых проявляется диалектика. Было бы неверно думать, что наше изложение передает все основные звенья кантовского учения. Вышеизложенные положения выражают только один момент кантовской концепции. И если Кант непосредственно касается проблем диалектики в рассмотренных выше частях своей философии, то о других частях этого сказать нельзя. Трансцендентальный метод и трансцендентальная логика, которые, безусловно, содержат моменты диалектики, отдалены от диалектического метода и диалектической логики так же, как "Критика чистого разума" отдалена от "Науки логики" Гегеля. В трансцендентальной логике речь идет лишь о трансцендентальном синтезе, диалектический синтез в ней представлен в зачаточной форме. В диалектическом синтезе, являющемся главным содержанием диалектической логики, трансцендентальный момент сохраняется в снятом виде. Характерная особенность трансцендентального метода проявляется в том, что он имеет форму редукции, регрессивного движения; круг как форма движения мысли дан. в нем в виде зачатка. Главным характерным моментом идеалистической диалектики является именно "круговорот"; редукция, регрессивное движение есть лишь момент, средство для достижения круга. Всякая диалектическая система является монистической; диалектический методологически немыслим вне монизма. Он должен признать в качестве исходной точки либо субъект и его "движение", либо материю и ее движение. Первая исходная точка – основа диалектики идеалистической, вторая же – диалектики материалистической. В трансцендентальной философии Канта, безусловно, чувствуется тенденция идеалистического монизма, однако это лишь тенденция, лишь момент. Наряду с ней имеется и момент дуализма, которым логически опровергается диалектический метод. В дальнейшем мы увидим, что именно в этом и заключается основная ошибка немецкого идеализма, в частности идеалистической диалектики, ошибка, исключающая возможность обоснования идеалистической диалектики. Диалектический метод может быть только монистическим. Монистической должна быть и основа идеалистической диалектики, однако в этом случае для диалектического процесса оказывается недостаточным один принцип, поскольку эту роль играет понятие субъекта и идеализм вынужден в пределах этого одного принципа, в одной исходной точке допустить два различных момента, найти в субъекте момент не-субъекта, в божественном – не-божественного, в абсолютном – не-абсолютного. Идеалистическую диалектику можно считать монистической, лишь имея в виду ее исходный принцип; когда принцип преобразуется в процесс, она становится дуалистической. Таким образом, нелогичность и непоследовательность идеалистической диалектики является результатом ее принципа – понятия субъекта. Суть философской реформы Канта заключается в тем, что он открыл объект в субъекте; это не только необходимый момент идеалистической философии, но одновременно и ликвидация монизма диалектической системы, признак проникновения в философию дуализма. Об этом речь пойдет ниже. В системе Канта дуализм пустил глубокие корни. Вспомним его толкования отношений явления и "вещи в себе", чувственности и рассудка, рассудка и разума, практического и теоретического разума и пр. Выше мы рассмотрели ту тенденцию кантовского учения, которая сближает его с диалектической логикой. Кант не смог создать диалектическую логику и диалектический метод, так как наряду с этой основной тенденцией в его учении имелись и другие, часто противоречащие ей, тенденции. Здесь мы не коснемся характера всех этих тенденций. С целью иллюстрации рассмотрим лишь некоторые из них. §22. Явление и "вещь в себе". Мы уже знаем, что основная тенденция кантовской системы в целом – это упразднение "вещи в себе". | ||
|