Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Это отличное от субъекта противополагается субъекту. "Я" делает это отличное от себя объектом. Объект, как таковой, является объектом "Я", т.е. находится вне "Я", ибо "Я" знает себя только в качестве "Я". Но т.к. на самом деле отличное от "Я" находится в "Я", а не вне него, очевидно, что то, что находится вне "Я", есть опять-таки "Я". "Я" отчуждает себя, выходит за свои пределы и становится отличным от "Я". "Я" содержит в себе момент отчуждения и превращения в объект, момент своего иного (sein Anderes). Поскольку есть только "Я", оно – "в себе", оно – бесконечно. Но поскольку "Я" содержит момент своего иного, оно есть для другого, т.е. оно – объект для "Я", в силу чего оно уже ограничено и конечно. В процессе борьбы двух моментов "Я" восстанавливает самого себя посредством того, что содержится в объекте, в своем ином познает самого себя, в своем ином, как в зеркале, видит себя и обнаруживает, что оно само (тезис) и его иное (sein Anderes – антитезис) фактически представляют собой один и тот же субъект. Субъект, обогащенный на основе опыта, – у Фихте – возвышенный посредством рефлексии до уровня самопознания, Vernunft-a, – возвращается к самому себе и есть, "для себя" (fьr sich) в форме синтеза. Этим завершается идеалистическая диалектика. Обнаружение конечного в бесконечном и бесконечного в конечном – начало диалектики. Возрождение бесконечного и его тождество с конечным – ее конец. Из понятия диалектического процесса ясно следует, что сам этот процесс является бесконечным. Идеалистическая диалектика попыталась представить его в качестве конечного и завершенного. Это противоречие будет обсуждено ниже.
III. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС §44. Дедукция категорий. Формально-логическое и диалектика. На основе обнаружения в "не-Я" "Я" и в "Я" "не-Я", согласно системе Фихте, начинается диалектический процесс. Фихте в своей системе продолжает путь Канта: выше мы уже говорили об исходной точке этого пути, данной в философии Канта. Фихте развил идеи Канта и придал им форму системы. Категории, упорядоченные Кантом диалектически, Фихте дедуцировал диалектически.: Если отвлечься от содержания первого основного положения, то у нас останется только форма, в которой дано это содержание. Таким путем мы получим основное положение логики: "А" есть "А". Если мы теперь будем абстрагироваться от суждения, как от определенного действия, и сосредоточим внимание только на данном в этой форме виде действия человеческого духа, то получим категорию реальности45. Все, к чему применимо положение логики, имеет реальность. Аналогичный процесс позволяет вывести из второго основоположения логическое положение: "не-А не есть А" (–А не=А), которое Фихте называет принципом противоположения. Путем абстракции получаем категорию отрицания. Закон логического основания следует из третьего положения, отсюда же следует категория определения (Bestimmung, Begrenzung). Следует обратить внимание на два момента: 1) Диалектическое строение таблицы категорий (реальность – отрицание – определение (лимитация), которая, по мнению Канта, могла бы стать общей формой науки и которая является необходимым моментом системы Канта, действительно превращается в общую форму науки и действительности. Реальность – отрицание – определение, по мнению Фихте, выражают тезис, антитезис и синтез. Действительность, поскольку она определяется этими категориями, имеет диалектическую природу; субъект, являющийся действительностью, в конечном итоге сам обладает этой диалектической природой. В системе Фихте категории не только перечисляются, как это будто бы имело место в "Критике..." Канта, а дедуцируются из одного основного принципа, из "Я", диалектический характер "Я" является предпосылкой диалектического характера дедукции категорий. 2) Из основного необходимого положения – субъекта – дедуцированы также т.н. законы мышления. Субъект в своей глубине – диалектичен, в то время как дедуцированные из него законы – формальны. Тот факт, что диалектической логикой не отрицаются формальная логика и ее основные законы, – а в этом упрекали Гегеля и вообще диалектический метод,46 – очевиден из концепции Фихте: здесь эти законы имеют определенную ценность, ибо они основываются на основоположениях. Однако область применения законов формальной логики уже, т.к. они получены путем абстракции,, вследствие чего и в них не учтено все содержание основоположений. Формально-логические законы дедуцированы из основных диалектических положений и в силу этого они являются только моментами (в смысле Гегеля) этих положений. В философии Фихте форма и содержание являются единым целым. В диалектической логике противоречие между формой и содержанием невозможно: они являются моментами одного целого и признание их независимого существования было бы переоценкой их значения. Диалектический закон – основной закон, а закон формально-логический – всего лишь момент диалектического закона. Формально-логический закон, являясь истинным в пределах формально-логического, теряет свою истинность, если выходит за пределы этой области и имеет претензию на абсолютность. Это не только наша субъективная интерпретация. | ||
|