Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
е. субъект-объект, но прав и Гегель, когда он называет субъект-объект Фихте "субъективным субъект-объектом". Субъективизм является причиной того, что вместо дедукции действительности и природы Фихте дедуцировал "Anstoss". Что такое действительность с точки зрения системы Фихте? Ею является только лишь абстрактное "не-Я", противостоящее "Я"; так характеризуется Шеллингом понятие действительности, выработанное Фихте. Шеллинг попытается устранить этот недостаток диалектики Фихте. Диалектический метод в системе Фихте еще не достиг уровня, когда возможны снятие субъекта и применение метода, оправдавшего себя и в сфере природы: диалектика Фихте применяется лишь в "элементе чистой мысли". Диалектический метод Фихте представляет собой отягощенный ошибками тезис идеалистической диалектики. Шеллинг применит диалектический метод в антитезисе (природе), а Гегель придаст окончательный вид этому методу.
е) Хотя в системе Фихте природа не дедуцирована, но ее скелет в виде "не-Я" все же виден; абстрактная природа в виде объекта все же дедуцирована. Но дело в том, что даже скелет природы, абстрактный предмет невозможно дедуцировать из одного лишь субъекта, из абсолютного "Я". Невозможно, так как абсолютное "Я" является абсолютным "Я" и ничем более. Выше мы убедились в том, что Фихте отбрасывает временно первое положение и выводит второе положение из совершенно других оснований. От субъекта, который полагает самого себя, совершенно отличен другой субъект, полагающий "не-Я"82. Кронер пишет, что в диалектике Фихте мы имеем дело с двумя абсолютами: "Es bleiben zwei Absoluta in System". Он полагает, что это является ошибкой только диалектики Фихте; но это неверно: для того чтобы был осуществлен сам, диалектический процесс, идеалистическая диалектика, безусловно, нуждается в двух принципах. Абсолютный субъект потому и остается вне развития, что в нем еще не открыто отличное от него. Как только будет открыт отличный от субъекта момент, начнется процесс диалектического развития. Но абсолютный субъект останется за его пределами. Идеалистическая диалектика всегда нуждается в двух принципах, в двух абсолютах, и в этом ее внутреннее противоречие. Форма "Я" остается чистой формой, если вне ее не найдено нечто, отличное от нее. Фихте может рассуждать о том,, что и это отличное от "Я" находится в "Я" и зависит от "Я", являясь его действием. Но мы можем возразить: это действие принципиально отличается от первого действия, оно не имеет с ним ничего общего. Абсолютное "Я" не в силах производить, диалектический процесс, для этого всегда необходим второй принцип. Основное противоречие, характерное для диалектики Фихте, является противоречием идеалистической диалектики вообще. Это противоречие будет иметь место и в диалектическом методе Шеллинга и Гегеля. Конкретно это противоречие состоит в следующем: идеалистическая диалектика, безусловно, должна быть монистической. Должен существовать один субъект: то, что отлично от субъекта (то, что субъектом открывается в самом себе), должно быть "его иным". Иначе синтез никогда не осуществится. Если это отличное от субъекта будет (вообще иным, субъект не сможет узнать в нем самого себя; тезис и антитезис будут совершенно независимыми и их синтез будет исключен, субъект, действительно не сможет ни исходить из самого себя и ни возвращаться к самому себе. (Несмотря на это, идеалистическая диалектика, и в частности диалектика Фихте, безусловно, дуалистична: в системе Фихте – два абсолюта, два принципа, два совершенно независимых и отличных друг от друга действия; невозможно представить диалектический процесс без этих двух принципов, двух действий. > -------------------------------------------------------------------------------- Глава Пятая ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА I. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В ПЕРИОД ФИХТЕАНСТВА §52. Проблема диалектики и синтетико-априорное. При рассмотрении проблемы диалектики самой трудной задачей является анализ философии Шеллинга. Это обстоятельство объясняется тем, что: 1) у Шеллинга нет ни одной работы, в которой его мировоззрение было бы окончательно сформулировано. "Система трансцендентальной философии", наиболее систематическая работа Шеллинга, представляет собой лишь одну, связанную с натурфилософией часть его системы: ее невозможно понять без натурфилософии и, наоборот, без нее невозможно понять натурфилософию. Второй систематический труд "Изложение моей системы философии" остался неоконченным. В многочисленных исследованиях, письмах Шеллинг то возвращается к основным вопросам своей системы, вновь разрабатывая их, то выдвигает новые вопросы и пытается их разрешить; иногда же – об этом будет подробнее сказано ниже – он выдвигает новую точку зрения и в соответствии с ней начинает обновлять систему. К этому следует добавить, что в некоторых трудах Шеллинга заметны следы "непонятной поспешности", поэтому они не доработаны и в них высказаны не совсем зрелые мысли;1 2) у Шеллинга нет одной определенной системы. Говоря словами Гайма, развитие взглядов Шеллинга и его переход от одной точки зрения к другой происходили на глазах у общества. | ||
|