Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Деятельностью "Я" определяется пассивность "не-Я", деятельность "не-Я" определяет пассивность "Я" и наоборот "Я" и "не-Я" ограничивают друг друга. Так Фихте пытается преодолеть основную антиномию: тезис и антитезис становятся моментами третьего положения – их синтеза, который выражает взаимное ограничение "Я" и "не-Я", их взаимоотношение. Взаимоотношение бесконечного и конечного, борьба между ними с целью восстановления бесконечного субъекта – вот основной путь диалектики Фихте, путь, определенный нами выше a priori, а сейчас ставший очевидным из рассмотренного конкретного материала.
§46. Остальные синтезы. Коротко коснемся этого диалектического процесса, в частности первой половины круговорота. Цель Фихте – конкретизация упомянутого взаимоопределения. В чем состоит со держание взаимоопределения? Синтез взаимоопределения это синтез В (второй синтез). По мнению Фихте, за ним следуют синтезы С, Д и Е, однако не требуется большой прозорливости, чтобы заметить, что диалектический процесс не завершается в синтезах С и Д. Мы не будем на этом останавливаться, достаточно отметить, что диалектический процесс, содержащий тезис, антитезис и синтез, в синтезах С и Д осуществлен неполностью. Путем различного формулирования одной и той же мысли Фихте создает впечатление подлинного синтеза, на самом же деле в них повторяется содержание либо синтезов А и В, либо подготавливающих их тезисов и антитезисов. Синтезы С и Д фактически представляют собой анализ синтеза В и выступают в роли его тезиса и антитезиса. "Я" – только деятельность, реальность и только "Я" является деятельностью. Но "Я" содержит и пассивность, а поэтому в "не-Я" есть деятельность, реальность (реальность для Фихте совпадает с деятельностью). В "не-Я" столько реальности, сколько пассивности в "Я". Реальность "не-Я" является причиной пассивности "Я"; пассивность же "Я" есть определение, аффекция "Я", Причина аффекции "Я" – деятельность – реальность "не-Я"; противоречие разрешено: "не-Я" само по себе не имеет никакой реальности. Оно имеет реальность постольку, поскольку "Я" пассивно, поскольку оно аффицированно. Синтез С является синтезом причинности. То, что положено в "Я", положено самим "Я". "Не-Я" положено в "Я" и положено самим "Я". Следовательно, то, что полагается самим "Я", определяет само "Я". Действие "Я" является причиной ограничения и аффекции "Я". Таким образом, "Я" само ограничивает и само аффицирует себя. "Я" само является причиной своего определения. Вопрос, почему "Я" совершает это, должен остаться без ответа в теоретической части, ибо теоретическая философия сама опирается на этот факт. Определенное действие "Я" представляет собой видоизменение, модификацию, акциденциальный момент действия "Я". Чистое действие "Я" является субстанцией по сравнению-с его видоизменением. В примечании к синтезу Д Фихте следующим образом характеризует диалектический метод: метод "Wissenschaftslehre" состоит в движении вперед, при котором между двумя противоположными членами всегда находят посредствующий член. Но этим противоречие не вполне разрешается, так как новое положение вновь содержит противоречие. Если анализ соединенных членов, покажет, что они не соединены окончательно, то для разрешения вновь найденного противоречия понадобится новый опосредствующий член. Однако, чтобы разрешить противоречие, мы должны рассмотреть последний пункт, вновь содержащий противоречие и требующий поэтому нового синтеза.53 Ниже мы еще обсудим диалектический метод Фихте и: применим эту общую характеристику диалектики. В синтезе E синтезы С и Д выступают в качестве тезиса и антитезиса. Цель синтеза E та же, что и всех других синтезов, а именно конкретизация взаимоотношения между субъектом и "не-Я" в "Я", восстановление бесконечного в конечном. Противоречие очевидно: это – конкретизация противоречия между "Я" и "не-Я", между конечным и бесконечным, противоречие между субстанциональностью и каузальностью. Взаимоотношение между "Я" и "не-Я" таково: пассивность "Я" определяется деятельностью "не-Я", однако пассивность "Я" есть самоограничение, т.е. самоопределение "Я". Другими словами, пассивность "Я" определяется деятельностью "не-Я", а сама деятельность "не-Я" – пассивностью "Я"54. Посредством ряда не совсем ясных противоположностей и их разъяснений Фихте формулирует новый синтез. До сих пор мы считали, что сколько деятельности в "Я", столько же пассивности в "не-Я"; сколько пассивности в "Я", столько деятельности в "Я" и наоборот. Из вышесказанного очевидно, в какой круг впадает "Wissenschaftslehre". Выход один: мы должны признать, что деятельности "не-Я" в "Я" только отчасти соответствует пассивность "Я"; но другой части действия "не-Я" не соответствует пассивность в "Я". В "Я" и "не-Я" должны существовать независимые друг от друга действия, которые стоят вне соответствия деятельности55. Если положение о независимой деятельности применить в качестве синтеза, то сразу возникает новое противоречие между положениями о независимой деятельности и взаимном действии – пассивности. Взаимоопределением определяется независимая деятельность и независимой деятельностью определяется взаимоопределение. | ||
|