Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Модальность: Возможность – невозможность. Существование – несуществование. Необходимость – случайность. Кант считает, что такое деление имеет систематический характер и оно произведено исходя из одного общего принципа.81 В одиннадцатом параграфе "Критики чистого разума" об этой таблице категорий высказано несколько замечаний, могущих привести к важным выводам относительно научной формы основанного на разуме познания. Как бы предсказывая будущее, Кант утверждает, что познание, основанное на разуме (Vernunfterkenntnis), впоследствии примет именно такую форму. В частности, во втором замечании Кант говорит о том, что одинаковое число категорий, содержащихся в каждом классе, а именно три, приводит к интересным следствиям, т.к. априорное деление понятия всегда является трихотомическим. Следует также добавить, что третья категория возникает всегда из синтеза первых двух категорий того же класса. Так, например, целокупность есть множество, рассматриваемое как единство (ср. с Гегелем: множество есть замкнутая в себе тотальность). Ограничение есть реальность, связанная с отрицанием82. Необходимость – существование, данное уже самой своей возможностью83. Но это обстоятельство, согласно Канту, не значит, будто каждая третья категория возникает лишь из двух первых и поэтому для разума не является основной. Синтезу требуется новый акт, отличный от первых двух актов, содержание которых составляют первые две категории. Стало быть, категории суть акты спонтанности разума: от первых двух противоположных друг другу актов разум переходит к третьему акту, с помощью которого он в высшем понятии связывает первые два акта. "Существует, согласно Канту, – говорит Гегель, – двенадцать основных категорий, распадающихся на четыре класса, и замечательно, что каждый класс снова представляет троичность; в этом заслуга Канта"84. Гегелю не нравится ни "дедукция" категорий, ни их порядок в каждом отдельном классе, но сам принцип тройственности для него полностью приемлем: "Большое инстинктивное чутье понятия видно в том, – отмечает Гегель, – что Кант говорит: первая категория положительна, вторая есть отрицание первой, третья есть синтетическая, составленная из обеих. Хотя тройственность, эта старая форма пифагорейцев, неоплатоников и христианской религии, здесь встречается снова как совершенно внешняя схема, она все же скрывает в себе абсолютную форму, понятие"85. Термин "понятие" Гегель, разумеется, трактует совершенно иначе, чем Кант. Кант лишь в одном пункте своей теории понятия определенно высказывает то, что Гегелем впоследствии будет положено в основу своей системы, а именно: понятие есть синтез различных моментов – условия и обусловленного. Вся действительность есть синтез, синтез не только многообразия, но и синтез многообразия и трансцендентального субъекта. В синтезе одновременно даны как многообразие, так и его синтетическое единство (Einheit). Во всяком синтезе сохранено многообразие и его единство. Многообразие соединено в синтезе, но этим оно не "снято"; синтез есть синтез многообразия и поэтому он не затерян в этом многообразии. Синтез и многообразие в природе, действительности одновременно сняты и сохранены. Это и есть тот момент, для обозначения которого немецкий идеализм введет новый термин – Aufheben. Мы можем пойти еще дальше и открыть в теории понятия Канта зародыш подлинного диалектического синтеза. Вопрос касается формы триплицитета, необходимыми моментами которого являются "an sich", "sein Anderes" и "an und fьr sich" или в терминах Канта: условие, обусловленное и понятие. Трансцендентальный субъект является условием природы, действительности; эмпирическая действительность, поскольку она эмпирически реальна, обусловлена трансцендентальным субъектом, а понятие является тем моментом, где в процессе познания эмпирической реальности познающий субъект возвысится до трансцендентального субъекта и действительно познает самого себя. Трансцендентальный субъект познает самого себя посредством эмпирического субъекта. В этом и заключается характерное для идеалистической философии Канта платоновское "воспоминание" – анамнезис. §17. Выводы. Исходя из рассмотренного выше круга вопросов, в воззрении Канта можно выделить следующие моменты диалектического метода. Синтез объединяет отличные друг от друга моменты, которые различаются друг от друга не "вообще", а представляют "свое иное" друг друга; эти моменты суть моменты одного предмета и, дополняя друг друга, образуют предмет. Для синтеза отличающихся друг от друга моментов должно существовать нечто третье, в котором и благодаря которому впервые возможен этот синтез. В философии Канта уже дано определенное содержание, соответствующее понятию "fьr sich". Априорное деление понятия в трансцендентальной философии всегда имеет форму триплицитета, первое положение является тезисом, второе – антитезисом и третье – синтезом. Система Канта в целом и ее отдельные части изложены именно в такой форме. В трансцендентальной философии уже указан в зародыше основной путь диалектического развития: от условия к обусловленному и синтез их в понятии. | ||
|