Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА
§3. Постановка вопроса. Общий обзор философии Канта послужит нам фоном, необходимым для детального обсуждения некоторых вопросов, относящихся к методу, и в частности к проблеме диалектики. Выявление основных линий хода мыслей "Критики чистого разума" (и "Пролегомен") в данном случае окажется достаточным. Философия Канта – трансцендентальная философия. Ее цель – выяснение условий возможности познания. Поскольку всякое научное познание находит свое выражение в суждении, условия познания являются условиями суждения, точнее всякое научное познание есть суждение. Таким образом, проблема познания сводится к проблеме суждения. Кант рассматривает лишь тот вид познания, который расширяет наше знание, является объективным и необходимым. Раскрытие понятия, понимание его содержания посредством суждения не расширяет наше знание; подобного рода суждения являются аналитическими. Трансцендентальная философия не имеет дело с аналитическими суждениями. Объектом ее рефлексии является синтетическое суждение, суждение, выходящее за пределы понятия и связывающее понятие с отличным от него моментом или же сами понятия посредством внепонятийного момента. В синтетическом суждении нам следует прибегать к интуиции и данным опыта: в субъекте суждения не должен заключаться его предикат. В противном случае суждение будет аналитическим, раскрывающим содержание понятия. Но объектом трансцендентальной философии не является и вышеописанное синтетическое суждение. В нем связь субъекта с предикатом может быть случайной и субъективной, тогда как научное познание является объективным и необходимым. Следовательно, лишь объективное и необходимое синтетическое суждение может быть объектом трансцендентальной философии. Никакой опыт не дает нам объективного и необходимого суждения. Поэтому объективное и необходимое суждение не является опытным, оно предшествует опыту, является априорным. Априорное синтетическое суждение образует основной объект, исследование и анализ которого составляет предмет трансцендентальной философии. Но существует ли такое суждение и если существует, то каковы условия его существования? Согласно обычному пониманию критической философии, эти два вопроса Кант решает двумя различными способами: /метафизической и трансцендентальной дедукциями. Метафизическая дедукция представляет собой доказательство априорности какого-либо понятия. Трансцендентальная дедукция заключается в использовании априорного понятия, открытого посредством метафизической дедукции, для доказательства возможности познания, т.е. представляет собой доказательство утверждения, гласящего: априорное понятие есть условие познания. Не вдаваясь в специальный анализ, Кант принимает два принципа1 познания: чувственность и рассудок. Соответственно, вся первая часть "Критики..." содержит метафизические и трансцендентальные дедукции в сфере чувственного и рассудочного. §4. Трансцендентальная эстетика. Метафизическая дедукция доказывает, что время и пространство имеют априорный характер; от предметов можно абстрагироваться, а от времени и пространства невозможно. Опыт не дает нам понятия времени и пространства, т.к. сам опыт может существовать лишь при предварительном допущении времени и пространства. Время и пространство не являются понятиями, они – созерцания, интуиции, т.к. понятие имеет свою спецификацию, подразумеваемую под этим понятием (unter sich). А части времени и пространства не являются такими спецификациями понятия; будучи частями, они находятся в одном и том же времени и в одном и том же пространстве, а не подразумеваются под ними. Понятие дискурсивно, тогда как время и пространство – интуитивные представления. Такие доводы, по мнению Канта, доказывают: 1) априорность времени и пространства и 2) интуитивный характер времени и пространства. Этим завершается метафизическая дедукция. Время и пространство лежат в основе математики, геометрии, механики. Очевидно, что положения этих наук являются априорными синтетическими положениями. "Таким образом наше понятие времени объясняет возможность... априорных синтетических знаний"2. Возможность чистой математики объясняется посредством трансцендентальной дедукции. Время и пространство являются условиями возможности математики, но не только математики: время и пространство являются условиями всей действительности, поскольку они условия опыта и опытных явлений. Наша чувственность есть способность получения представлений. Чувственность – условие, без которого в наше сознание не вступает ни одно впечатление. Чувственность рецептивна, пассивна постольку, поскольку ей даны ощущения. А ощущение есть воздействие предмета на нашу чувственность3. Чувственность, являющаяся способностью принятия впечатлений и постольку рецептивной, имеет свои трансцендентальные формы – время и пространство, с помощью которых она упорядочивает хаос ощущений. Поэтому все многообразие ощущений размещается во времени и пространстве. Ощущения, созерцаемые во времени и пространстве, суть явления. | ||
|