Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Б.). Вопрос о возможности существования действительности, очевидно, тождественен вопросу о взаимоотношении бесконечного и конечного.
Шеллинг с самого начала (1795 г.) спекулятивно интерпретирует "Критику чистого разума" Канта. Синтетико-априорное суждение есть противоположность единства (Einheit) и множества. Абсолютному, представляющему собой единство, противостоит и противоречит множество. Это противоречие тождественно с противоречием между субъектом (единством) и объектом (множеством). Проблема философии состоит лишь в снятии и предрешении этого противоречия. Противоречие снимается либо критицизмом, либо догматизмом (эта терминология употребляется Шеллингом аналогично Фихте: критицизм приравнивается к идеализму, а догматизм – к реализму и материализму). Догматизм и критицизм имеют дело с одной и той же проблемой. Оба формально одинаково решают эту основную проблему философии: противоречие снимается в их тождестве, но это тождество есть либо абсолютный субъект, либо абсолютный объект. Фихте считал, что решение этой альтернативы – выбор философии (догматизм или критицизм) – зависит от природы того или иного человека. Шеллинг же глубже понимал общий дух немецкого идеализма. Догматизмом уничтожается, снимается субъект; тем самым снимается бесконечное действие субъекта – свобода. Бесконечная деятельность свободного субъекта является основной мыслью немецкого идеализма. Вот чему противоречит догматизм. После этого для Шеллинга было ясно, каким должен был быть выбор. Интересны шеллинговская интерпретация кантовской "вещи в себе" и ограничение им сферы познания явлениями с точки зрения понятия свободы9. Он доказывает, что только свободой разума, а не его ограниченностью объясняется ограничение познания явлениями. Но эта проблема не относится к исследуемому нами предмету. Очевиден тот своеобразный диалектический момент, который проявляется при постановке вопроса Шеллингом. Шеллинг возродил старую греческую антиномию en kai pan, превратив ее в проблему критической философии и связав с ней проблему априорно-диалектического синтеза. Это было лишь постановкой вопроса. Мы привели эти взгляды Шеллинга фихтеанского периода только потому, что Шеллинг еще раз поставит эту проблему подобным же образом, когда приступит к построению философии тождества, и этот диалектический момент в постановке вопроса сыграет решающую роль в выработке диалектического метода Шеллингом. Как уже отмечалось, из различных этапов развития философии Шеллинга (до 1807 г.) мы остановимся лишь на некоторых значимых для нашей темы моментах. Таким образом, мы вовсе не ставим перед собою цели изложить всю философию Шеллинга и учитывать при этом ее развитие. Диалектические моменты в "системе" Шеллинга проявляются зачастую по-разному. Наша цель состоит в том, чтобы отметить и учесть эти моменты и охарактеризовать путь, по которому развивается диалектический метод от Фихте к Гегелю. §53. Фихтеанское решение проблемы диалектики. В третьей главе мы уже рассмотрели взгляды Шеллинга на системность, монистическое мировоззрение и идеализм как подлинную и истинную философию. "Я" представляет собой принцип философии и несомненную опору познания. Шеллинг здесь встает на точку зрения Фихте. И для Фихте работы Шеллинга являются, комментариями наукоучения. В этом аспекте наиболее интересна работа "Abhandlungen zur Erlдuterung des Idealismus, der Wissenschaftslehre", которая впервые была опубликована в философском журнале 1797 г. под заглавием "Общий обзор новейшей философской литературы". В ней, наряду с интерпретацией критической философии и обоснованием идеалистической точки зрения, дана первая попытка примирения рассмотренного выше основного противоречия с фихтеанских позиций. Это – противоречие между субъектом и объектом. С точки зрения Канта, истина состоит в их согласованности. Шеллинг превращает "согласие" (Ьbereinstimmung) в тождество (Identitдt). Предмет и представление, субъект и объект только в том случае могут быть тождественными, если представление в одно и то же время есть и предмет и представление, если субъект есть субъект и в то же время выступает в качестве объекта для самого себя. Одним из таких тождеств является "Я", субъект10. Субъект прежде всего является интуицией и ничем больше. Здесь, вначале мы имеем дело с полной индифферентностью: представление и представимое, субъект и объект тождественны, идентичны. "Я" выходит из этой своей индифферентности (этот термин Шеллинг использует позднее, но здесь он правильно выражает суть дела), начинает познавать самого себя, т.е. превращается в субъект, в сознание, которому противостоит объект. Субъект свободен, поскольку он есть действие: "Я" познает эту свою свободу. Но "Я", с другой стороны,, определяется объектом. | ||
|