Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Мы знаем, что в природе "действуют раздвоенные, реально противоречивые принципы". Это очевидно и априорно22. Как силы одного субъекта, выражающие его сущность, они тождественны. Но, вместе с тем, они не только тождественны, но и противоположны друг другу. И в органической природе, полагает Шеллинг, действует тот же закон: растительность и жизнь, ирритация и репродукция, ирритация и сенсибилизация и пр. Аналогично полярным силам магнита Шеллинг всю природу характеризует как полярность. Тождество природы, принцип тождества возможен только посредством определенного дуализма. Раздвоенные, реально противоречивые силы, существующие в одном и том же явлении, теле (in einem Kцrper), образуют полярность этого предмета. В явлениях полярности мы имеем дело с определенными узкими сферами, в которых действует общий закон дуализма23. Из абсолютного тождества невозможно дедуцировать природу и всю действительность, в абсолютном тождестве должен быть момент "раскола", раздвоения. Это раздвоение есть полярность, наилучшим примером которой является магнит и которая выражает универсальный принцип. Полюсы магнита различны и потому притягиваются друг к другу. Для Шеллинга пример с магнитом – не только иллюстрация. Он является, как уже было отмечено, выражением универсального закона. В действительности этот универсальный принцип обосновывается в "Я", его конечных и бесконечных моментах. Раздвоение и дуализм есть самораздвоение (Selbstentzweiung), раздвоение "Я" в самом себе. Шеллинг здесь еще не осознает ясно, что это раздвоение уже есть различение "Я" в самом себе от самого себя. Эта мысль уже имеется, но она еще не сформулирована. Раздвоение "Я" в действительности означает открытие в "Я" отличного от "Я", и поскольку рефлексия направлена на отличное от "Я", постольку "Я" покидает свои пределы. Для диалектического мировоззрения характерно не только открытие противоречивых моментов и их борьбы, но и преодоление противоречий, т.е. диалектический синтез. Шеллинг ясно представляет необходимость диалектического синтеза. Не только глобально, но и в каждом частном случае Шеллинг пытается примирить две противоположные силы посредством третьего момента, который не только примиряет, но и является основой для нового этапа борьбы. Достаточно вспомнить о необходимом наличии трех моментов в гальванизме. Полярные же силы требуют синтеза. Должно существовать нечто третье, в котором две противоположные полярные силы соединяются. Условие соединения этих двух сил состоит в том, что полярные силы хотя и противоположны друг другу, но по своей внутренней сущности все же тождественны. Целостность природы, как таковая, есть тождество полярных сил. Две борющиеся силы, в их единстве и конфликте, образуют идею организующего принципа, который превратит мир в систему24. Принцип внутренней организации, как основа и как целостность природы, означает жизнь природы. Природа жива, поскольку она является организмом, а ее принцип, в котором впервые возникают полярные силы и который представляет собой синтез молярный сил, есть мировая душа25. Природа живет и ее жизнь состоит в ее развитии. Ее развитие начинается с раздвоения, открытия полярных сил и протекает в борьбе противоположных сил. С точки зрения натурфилософии, которая исходит из объекта, анализируя его, а не из субъекта (из субъекта будет исходить трансцендентальная философия), ничего не существует вне природы. Природа автономна, и ее развитие представляет собой саморазвитие. В нашем исследовании мы не можем учесть и изложить все разнообразие мыслей, содержащихся в философии органической и неорганической природы Шеллинга. Мы оставляем почти без внимания значительные для натурфилософии моменты, мы следуем оглавлению трудов Шеллинга и излагаем его мысли, опуская доказательства, поскольку нас интересуют не все аспекты взглядов Шеллинга, а лишь моменты диалектичности в его системе. Вкратце, на основе изложенного, суть диалектических взглядов Шеллинга можно выразить следующим образом: условием существования природы является раздвоение основы природы, наличие противоречия в тождестве и единство этих противоречивых сил. §57. Диалектичность динамического процесса. Понятия Aufheben-a и Durchdringen-a. Раздвоение основного тождества, борьба противоположных сил и их новое тождество есть проблема спекулятивной физики26. Природа есть субъект – это нам уже известно. Нельзя представить превращение чистым субъектом самого себя в объект без первоначального раздвоения в природе27. Форму развития природы Шеллинг характеризует следующим образом: природа с самого начала представляет собой тождество. Противоречие в виде противоположных сил есть снятие (Aufhebung) этого тождества. В борьбе противоположных сил есть стремление к их тождеству. Это стремление обусловлено непосредственно противоречием (Gegensatz), ибо без этого было бы не противоречие, а абсолютная неподвижность, идентичность, вместе с тем не было бы никакого стремления (Streben) к тождеству. В тождестве с самого начала присутствует различие, а возникшее из различия тождество снимает различие, является индифферентностью. | ||
|