Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Он не аннулирует мысль, ибо мысль двигается не в рамках формально-логического, а в рамках трансцендентально-логического, а позже – диалектико-логического. "Опыт в одно и то же время является исходным пунктом и целью", – справедливо замечает Баух15. Уточняя эту мысль Бауха, мы добавим, что мы ее понимаем не так, будто опыт является исходным пунктом с одной точки зрения, а целью – с другой16. Нет, в системе Канта опыт как логический факт и только как таковой является и исходным пунктом и целью.
В этом заключается диалектический момент трансцендентального метода, достаточно ясно выраженный Кантом и полностью раскрывшийся в последующем развитии немецкого идеализма. Согласно трансцендентальному методу, всякое продвижение вперед от исходного пункта есть возвращение назад – движение от исходного пункта ,к его условиям, основаниям. Эта основная особенность трансцендентального метода, как увидим, будет сохранена в идеалистическом диалектическом методе Гегеля и станет одним из его моментов. В системе Канта начало – опыт, наука – как логический факт есть то же самое, что и результат (ведь в конце мы вновь приходим к опыту, как логическому факту), в противном случае вся смысловая конструкция "Критики..." рушится. Мы далеки от мысли, будто возможна только такая интерпретация Канта. Однако "исторический" Кант, усвоенный немецким идеализмом, был именно таковым. Стало быть наша интерпретация подтверждается развитием всего немецкого идеализма. Диалектический момент трансцендентального метода превратится в основной метод философии и, согласно этому методу, специфической особенностью философии будет признано то, что в ней "движение вперед есть скорее возвращение назад и обоснование, только благодаря которому и делается вывод, что то, с чего начали, есть не просто принятое произвольно, а в самом деле есть отчасти истинное, отчасти первое истинное"17, философский метод есть крут, "круговорот" (Kreislauf), в котором "первое становится также и последним, а последнее – также и первым"18. Необходимыми признаками идеалистического диалектического метода являются именно эти два момента, открытые нами в трансцендентальном методе, а именно: 1. Всякое продвижение вперед означает возвращение назад и 2. Развитие имеет кругообразный характер, в силу чего первое есть также и последнее, а последнее есть также и первое. Эти моменты тесно связаны между собою, более того, второй момент является логическим развитием первого. Наличие первого момента в трансцендентальном методе Канта настолько бесспорно, что возражения против него кажутся просто невозможными; Более сложен вопрос о втором моменте. Мы не отрицаем возможности иной интерпретации, не утверждаем, будто кругообразный характер развития исчерпывает все содержание трансцендентального метода. Мы только считаем, что трансцендентальному методу присуща и эта черта, и она как момент (по терминологии Гегеля) несомненно содержится в нем. К. Фишер и А. Риль боятся признания момента Kreislauf-a, ибо они подходят к этому вопросу с формально-логической точки зрения и поэтому полагают, что существование круга разрушило бы систему Канта. Более последовательные мыслители из лагеря кантианцев, например представители марбургской школы, включают этот момент даже в свою систему. Так, например, в логике Когена первая категория является условием остальных категорий, однако, с другой стороны, та же первая категория обусловлена остальными категориями. Очевидно, что здесь использован момент Kreislauf-a и более ясно и понятно высказано то, что в системе Канта существовало в виде зародыша.19 Два вышеуказанных момента, бесспорно, характерны для трансцендентальной философии и, стало быть, в ней уже имеются зачатки диалектического метода20. §8. Законы мышления и трансцендентальная логика. Трансцендентальный момент является методом новой науки – трансцендентальной логики. Трансцендентальная философия, в частности логика, ставит себе целью обоснование опыта. Опыт как таковой дан в "Principia" Ньютона, поэтому Коген был прав, считая, что "Критика..." Канта является рефлексией над "Principia" Ньютона21. С другой стороны, логика "Principia", т.е. научного познания, является логикой предмета и постольку всей действительности. Время и пространство, категории и основные положения, трансцендентальная апперцепция, порождая действительность, выходят за формальные рамки мысли. Мысль является не только мыслью, она имеет не только направленность на предмет, в мысли уже имеется трансцендентальный по отношению к ней момент, момент отличного от нее бытия. Предметная логика и логика наук должны либо внести в мысль законы и принципы сущего и тем самым признать зависимость мысли от сущего, либо наоборот, признать приоритет мысли над сущим и объявить элемент мысли элементом сущего. Идеализм трансцендентальной философии, разумеется, выбирает второй путь и открывает в мысли, сознании момент предмета, действительности. Указание на такой момент лишает традиционную формальную логику всяческих притязаний, ибо она к предметности не имеет никакого отношения. | ||
|