Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Шеллинг нередко сам употребляет это слово в таком же значении. Начиная с Шеллинга рефлексия является моментом рассудка, обозначает его, и, как таковая, она противоположна интуитивному мышлению. Интуитивное мышление, преодолевшее рамки формально-логического мышления, есть разум, который в одном аспекте есть "синтез", совпадение противоречий, а в другом аспекте – такой разум, который может мыслить действительность как нерациональное, как возможность противоречий. В этом аспекте, как уже отмечено, разум противоположен рассудку, но заключает его в себе в качестве момента: дело в том, что разум есть интуитивное мышление, в нем содержатся моменты рассудка и интуиции. Разум представляет собой целостность рассудка и интуиции48.
На первый взгляд, здесь решена кантовская проблема "интеллектус архетипус"-а. Борьба между бесконечным стремлением и ограниченностью рассудка, в результате которой возникает антиномическое мышление, решается посредством того, что свобода разума и бесконечность интуиции даны в целостности разума и антиномическое мышление оправдывается в действительности, полной противоречий. Суждение и умозаключение суть не подлинное разумное познание, а одностороннее рассудочное познание. У Шеллинга разбросаны мысли о теории понятия, суждения и умозаключения. Понятие, суждение, умозаключение – это основные этапы логики (в диалектической логике они представляют собой этапы, а не "элементы", "формы" или "виды"), означающие диалектический процесс. Диалектический процесс в системе Шеллинга в общем может быть охарактеризован так: основная индифферентность (тезис), в которой имеют место противоречие и противоположность, различие (антитезис) и третья ступень, в которой снято различие, т.е. снова индифферентность, которая представляет собой тождество различия и индифферентности. Порой вместо индифферентности Шеллинг говорит именно об этом тождестве: перед нами три ступени: индифферентность, различие, их единство (синтез, die Einheit beider). Первый этап процесса представляет собой понятие: понятие есть индифферентность, с которой, вернее вслед за которой начинается прочесе. Правда, в некоторых местах у Шеллинга правильно толкуется подлинное значение тезиса: тезис связан с антитезисом и синтезом; но это лишь отдельные места. В основном же Шеллингом, как и Фихте, тезис представлен отдельно от антитезиса и синтеза, а диалектический процесс начинается после него. В понятии индифферентности, как "исходном" пункте, начинается процесс различения; посредством открытия в самом себе отличного от самого себя начинается процесс различения. Суждение представляет собой дифферентность индифферентности, понятия. Суждение есть второй этап диалектического процесса: тезис – понятие является носителем момента бесконечности. Суждение, поскольку оно обозначает разлад, существующий в опыте, есть обнаружение момента конечности и его противопоставление бесконечному. Умозаключение (Schluss) хотя и совершает этот синтез, но последний заключен в сфере рассудка и потому не способен дать подлинное и полное познание. Целостность понятия и суждения в умозаключении есть лишь рассудочная целостность. Разум есть во всем; но в интуиции он подчинен интуиции, в рассудке – рассудку. В разуме рассудок и интуиция соединены и представляют собой целостность. Умозаключению как синтезу понятия и суждения это не удается: большая посылка соответствует рассудку, а малая – интуиции. Рассудок имеет дело с общим, интуиция с частным. Оба выступают в умозаключении разъединенной их соединение в заключении есть лишь рассудочное соединение. Было бы ошибкой полагать, что эта связь есть синтез, совершенный разумом. При этом соединении разум подчинен рассудку. Посредством подобного рассуждения Шеллингом доказывается отмеченная выше мысль о том, что умозаключение есть не разумное, т.е. подлинное, а лишь одностороннее познание49. В сфере познания в целом есть момент подчинения разума рассудку. Этот момент познания есть формально-логическое. Соответствующее ему познание дано в логике. Постольку логика есть лишь рассудочное познание50. Рассудок разделяет то, что связано в действительности. Бесконечное и конечное представляются рассудком лишь в разъединении. В разуме они соединены и представляют собой моменты абсолютного51. Только разум, представляющий собой целостность рассудка и интуиции, есть абсолютный, абсолютное познание, создающее форму и материал предметов. Из сказанного выше ясно, что между логикой и диалектикой нет пропасти и принципиального противоречия: понятие, суждение, умозаключение представляют собой ступени диалектического процесса. Это так и должно быть, ибо рассудок есть момент разума и диалектичность разума должна выразиться и в рассудке. Но, с другой стороны, в понятии, суждении, умозаключении не выражены полностью ступени диалектического процесса – тезис,, антитезис и синтез, – ибо как рассудок есть лишь момент разума, так и путь – понятие – суждение – умозаключение – выступает лишь как момент диалектического процесса. Формальная логика не отвергается, она сохранена в виде момента диалектической логики. | ||
|