Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Достигая конечного пункта, мы достигаем начала. Поэтому продвижение от начала вперед в действительности означает в результате возвращение назад к началу: иначе мы никогда не получим того, с чего мы начали. Этот основной момент диалектического метода, обнаруженный нами уже в философии Канта, у Фихте высказан отчетливо и доказывается развертыванием всей системы. Эту мысль позже мы находим у Гегеля, согласно которому "движение вперед есть возвращение назад к основанию, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало"76.
В системе Фихте это тождество движения вперед и возвращения назад выявляется настолько ясно, что можно сказать: именно оно составляет содержание всей системы. Чистая поступательная деятельность "Я" в процессе развития модифицируется и превращается в объективно-регрессивную деятельность. Именно об этом свидетельствует указание на наличие в субъекте двух видов деятельности, борьбы центробежной и центростремительной сил, выражающей содержание субъекта. В конце концов, если даже пренебречь другими примерами, исходным пунктом в системе Фихте является абсолютное "Я", а последним этапом – абсолютное "Я" в идее; и в пределах этой амплитуды: у нас имеются теоретический субъект, "Я", определяемое посредством "не-Я" в начале теоретической философии, и то же "Я", как разум, в конце развития теоретического субъекта. С этим моментом диалектического метода связаны другие моменты и прежде всего – момент, представляющий собой вывод из вышесказанного: если начало и конец процесса совпадают, то ясно, что характер этого процесса должен быть кругообразным, иначе, исходя из начала, мы никогда не смогли бы возвратиться к этому же началу. Развитие действительности и системы кругообразно. Как мы уже убедились, кругообразный характер, развития теоретически доказывается Фихте тогда, когда им характеризуется диалектическая форма науки. Две части малого круга представляют собой – в теоретической философии – "Grundlage des theoretischen Wissens" и "Grundriss der Eigentьmlichen der Wissenschaftslehre": большой круг выражается всей философией "Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre" (разрядка наша – К.Б.). И здесь следует заметить, что последующее развитие немецкого идеализма формально не прибавляет ничего нового к этому моменту диалектического метода. Гегель почти дословно следует за Фихте. "Главное для науки то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также последним, а последнее – также и первым... и линия продвижения науки тем самым превращается в круг"77. Монизм и идеализм, с одной стороны, регрессивный и кругообразный характер развития, с другой, – вот моменты идеалистической диалектики, открытые нами в диалектике Фихте. Все эти моменты в виде зародыша имелись уже в системе Канта. У Фихте они развиты, положены в основу метода и на их основе диалектический метод обогащен новыми моментами. Почему же развитие кругообразно, почему исходный пункт представляется нам в конце в качестве последнего пункта? Если исходный и последний пункты тождественны, если они ничем не различаются, то, разумеется, нет никакого развития. Однако, то, что развитие действительности и науки завершается тем, с чего оно начинается, вовсе не означает, что между началом и конечным пунктом нет никакого различия. Начало непосредственно, оно представляет собой утверждение самого себя, или – в сфере науки – оно дано в интуиции. Ему ничего не предшествует; оно есть начало. Двигаясь с этого пункта, оно проходит трудный путь, каждая ступень которого опосредствована предшествующей ступенью. Как непосредственное, начало неопределенно, о нем ничего нельзя сказать, его нельзя выразить в понятии. Сказать о нем что-либо означало бы определить и тем самым предицировать его, но начало – это абсолютный субъект и оно стоит вне всякой предикации. Путь развития от начала к конечному пункту представляет собой путь опосредования; "Я" превращает себя в средство достижения самого себя. Абсолютный и бесконечный субъект восстанавливает свою абсолютность и бесконечность тем, что проходит ступени определенных средств78; и лишь после этого он возвращается к самому себе, но он уже не непосредственный абсолютный субъект, а опосредствованный всем путем развития субъект. Развитие как переход от непосредственного к опосредствованному является новым моментом, который после Фихте становится обязательным для идеалистической диалектики. Конечно, этот момент глубже характеризуется Гегелем и у него простая непосредственность, имеющаяся в начале процесса, уже не исчезает полностью в конце процесса, а только лишается простоты на ступени "абсолютного познания". Но главный момент, присущий процессу развития как переходу от непосредственного к опосредствованному, открыл уже Фихте. В чем же состоит переход от неопосредствованного к опосредствованному? Здесь снова выявляются моменты, впервые охарактеризованные у Фихте, без которых почти невозможно представить идеалистический диалектический метод. | ||
|