Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
..". Отметим лишь, что синтез здесь трех видов: схватывания (Apprehension), воспроизведения (Reproduction) и узнавания (Recognition), благодаря которым становится возможным опыт как эмпирический продукт рассудка41. Неизменное и тождественное сознание, чистая "трансцендентальная апперцепция"42 является необходимым условием синтеза узнавания.
Эмпирическое сознание есть наше изменяющееся "Я", оно так же многообразно, как множество восприятий. Предметом "чистого", неэмпирического сознания является тождество "Я", "первоначальное самосознание", актами которого считаются понятия-категории. Предмет познанию дается в опыте. Наше сознание схватывает элементы этого предмета, вновь воспроизводит их (Reproduction) и узнает посредством синтеза (Recognition). Восприятие – воображение – апперцепция – вот путь познания. Но данности предмета в опыте предшествует построение,, синтез этого предмета из его элементов, что и является основным моментом идеалистической системы Канта. Прежде чем дается нам предмет для познания, прежде чем мы "усвоим" и представим его себе, предмет этот уже определен необходимыми и общими законами. Для познающего субъекта уже существует определенная эмпирическая действительность – независимая от субъекта реальность, мир явлений. Еще до усвоения, познания явлений они суть носители объективности, необходимости, вообще закономерности. Поэтому если идеалистическое мировоззрение не удовлетворяется данностью предмета, явлений опытной действительности и ищет условия их созидания, построения синтеза, оно должно найти новую, существующую вне эмпирического сознания, бессознательную, трансцендентальную способность, которая построит действительность. Такая трансцендентальная способность строит действительность и она впоследствии является познающему субъекту в качестве независимой от него действительности. Эта бессознательная деятельность, трансцендентальная способность является продуктивной способностью воображения: "Синтез вообще... есть исключительно действие способности воображения, слепой, хотя и необходимой, функции души"43. В процессе познания способность воображения создает образ (Bild) из впечатлений, данных элементов. Она усваивает элементы, придает им единство и воспроизводит предмет44. Однако, если бы представления воображались без всякого правила, тогда мы получили бы не познание, а лишь "беспорядочную груду" представлений (Bloss regellose Haufen derselben)45. Поэтому воспроизведение должно подчиняться правилу, "согласно которому представление вступает в связь в воображении скорее с одним, чем с с другим представлением". 46 Субъективное и эмпирическое основание воспроизведения представлений, согласно правилам, называется ассоциацией47. Если бы такая ассоциация не имела объективного основания, она была бы совершенно случайна. В самом деле, мы обладаем способностью ассоциации впечатлений и представлений, однако совершенно неясно, ассоциируемы ли эти впечатления сами по себе: поэтому правила воспроизведения имеют случайный и субъективный характер. Подлинная, закономерная связь между восприятиями – это связь, соединяющая восприятия независимо от воспринимающего индивида. "Это объективное основание всякой ассоциации явлений, – пишет Кант, – я называю сродством явлений"48, их сходством, родственностью. Это – закол способности воображения. Причина сродства заключается в трансцендентальном единстве субъекта, в трансцендентальном субъекте49. Данная познающему субъекту чувственная действительность создана продуктивной, трансцендентально-интеллектуальной способностью бессознательного воспроизведения, которая посредством категорий бессознательно совершает синтез и осуществляет закономерность трансцендентального субъекта. Трансцендентальный субъект, как закономерность или, если можно так выразиться, собрание и единство законов, материализован в эмпирической действительности, в опыте, условием которого, естественно, является сам субъект. Очевидно, что трансцендентальный субъект открывает первичные законы не в природе, а выносит свою закономерность "вовне". Именно это сказано в "Пролегоменах": "Рассудок черпает свои законы (a priori) не из природы, а предписывает их ей". Такое заключение рассматриваемой концепции полностью оправдывает принятое нами положение. Постараемся показать, как именно. Познающему субъекту природа дается как нечто чуждое (пока что) ему, находящееся вне и независимо от него. Познающий субъект, индивид не создает природу и не диктует ей законы. Природа противопоставляется познающему субъекту как познаваемый предмет; для него природа реально существует, независима от него. В этом и заключается ее т.н. "эмпирическая реальность". До этого момента воззрение Канта не отличается от реалистической и материалистической точек зрения; не отличается оно от материалистической точки зрения и в последующем моменте: природа является закономерностью. Но Кант не останавливается на этом и идет дальше: природа не только носитель закономерности, но и сама является закономерностью. "Порядок и закономерность в явлениях, называемые нами природой"50, есть следствие деятельности трансцендентального субъекта. | ||
|