Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Бесконечное, абсолютное "Я" исходит из себя и превращает себя в конечное, т.к. в нем есть момент конечности. В конечном есть момент бесконечности и конечное стремится осуществить этот момент, стать бесконечным и возвратиться к абсолютному "Я", как к самому себе. Оно стремится не только к восстановлению бесконечного, но и бесконечно стремится к своей цели – к идее абсолютного субъекта. Субъект возвращается к самому себе только в идее.
Изложение практического "Наукоучения" не является нашей целью. Мы обсудили только одну часть его в качестве иллюстрации нашей интерпретации. Поэтому мы не будем рассматривать систему стремлений, дедуцированную в практической философии. IV. ВЫВОДЫ §49. Система и метод философии. Выше мы рассмотрели диалектический метод Фихте, почти нигде не отделяя его от содержания философской системы. Это и невозможно, так как метод и содержание в системе Фихте тождественны. Этим мы не хотим сказать только то, что в философии Фихте метод тесно связан с содержанием и соответствует содержанию, а подчеркиваем, что содержанием метода и методом содержания философии Фихте является сама философия: форма и метод "Наукоучения" совпадают. Содержанием философской системы Фихте является противоречие между бесконечным и конечным, их борьба, имеющая целью уничтожение этой борьбы, преодоление противоречия, открытие момента конечного в бесконечном и преодоление в конечном субъекте этой конечности. Содержанием же диалектического метода Фихте является борьба и противоречие тех же "Я" и "не-Я", как постоянных тезиса и антитезиса, и восстановление абсолютности, бесконечности "Я", составляющее цель последнего синтеза. Из этого явствует, почему нельзя отделять друг от друга в философии Фихте форму и содержание, систему и метод изложения этой системы. Когда мы рассуждаем о содержании системы Фихте, мы разбираем его метод, когда же мы говорим о его методе, мы касаемся содержания его философии75. Иначе нам пришлось бы формально характеризовать метод Фихте, т.е. перечислять и фиксировать формальные элементы его метода. Рассмотрев диалектический метод Фихте в его целостности, мы уже можем прибегнуть к этому способу. Это необходимо, во-первых, для ясного представления формальных элементов диалектического метода Фихте, а, во-вторых, для его окончательной критической оценки. §50. Основные моменты диалектического метода Фихте. Системе Канта не хватает системности. Наряду с тенденцией монизма, она характеризуется дуализмом. Ее основной метод – метод трансцендентальный, которому присущи лишь моменты диалектического. Трансцендентальный субъект конечен; если же он устремляется к бесконечности, то запутывается в сети противоречий. Противоречие хоть и необходимо, но оно означает заблуждение. Понятие в трансцендентальной философии всегда подчиняется закону трихотомического деления, но этот закон действует лишь в сфере деления понятия. В понятии же деления момент развития не подразумевается. В синтетической деятельности субъекта есть момент и основание для: диалектического синтеза, но этой синтетической деятельности; не предшествует антитетическая деятельность мысли. Фихте вполне отдает себе отчет во всех этих недостатках: системы Канта. Ему известно, что основа всех этих недостатков – в исходном пункте. Поэтому, по его мнению, следует выработать подлинное понятие субъекта, который и должен быть признан исходным пунктом философии. Последовательный идеалистический монизм – вот в чем состоит подлинная основа новой системы и идеалистической диалектики; это означало открытие одного и того же принципа для философии и действительности, поскольку в конечном счете дух, являющийся единственной действительностью, представляет собой философию. "Der Geist, der sich so entwickelt als Geist weiss, ist dieWissenshcaft" – эта основная мысль Гегеля уже у Фихте высказана довольно ясно. Отсюда очевидно не только то, что "Wissenschaftslehre" и "Seinslehre" – теория науки и теория действительности – тождественны, но и то, что теория науки, философия – единственная действительность, поскольку единственной действительностью является субъект, дух. Отсюда вытекает один из главных моментов идеалистической диалектики; метод действительности и философии один и тот же, исходный пункт философии и науки тождественен; с чего начинает действительность, с того же должна начинать философия. То, что является первым для бытия и мысли, должно быть таковым и для науки об этой действительности. С этим связан и следующий момент: познание не только противостоит познаваемой им действительности, но и является одним из этапов ее развития, а именно – в теоретической философии – оно является последним этапом развития действительности, когда субъект превращается в fьr sich. Момент познания противостоит моменту действительности, как объективное действие субъекта – чистому действию субъекта, и потому составляет лишь момент одной целостности, в которой начало и результат принципиально тождественны. Тождество начала и результата – новый момент диалектического метода Фихте: с точки зрения немецкого идеализма, диалектическое развитие обладает определенным концом; этот конечный пункт совпадает с началом. | ||
|