Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

Яснее эта мысль не высказана и Гегелем. Разница лишь в том, что Гегель представил философию как науку и систему.

§66. Диалектика в философии религии. В этот период в философии Шеллинга есть еще один момент, который в новом аспекте представляет как глубину диалектики Шеллинга, так и ее недостаток. Это – философия религии. Рассматривая коротко философию религии, мы имеем в виду опять-таки период философии тождества, т.е. философию религии до опубликования "Феноменологии" Гегеля. В шеллинговской "Философии и религии" выражается диалектический процесс в общем виде и в его целостности.

В философии религии вопрос ставится так же, как вообще в философии тождества. Абсолютное, божество есть самопознание. Самопознание есть единственная форма бытия бога. С точки зрения идеального и реального рядов божество есть идеальный ряд, а реальность есть существование идеального в "иной форме": вопрос касается происхождения конечного мира из божественной сущности. После разбора различных теорий Шеллинг решает этот вопрос следующим образом: материя порождается удалением от абсолюта, внесением своего рода раскола в абсолют72. Абсолютное есть самопознание, а потому и создание самого себя; абсолютное в своем самопознании создает идеи и в этих идеях формирует самого себя. В этих идеях (потенциях) божественный абсолют созерцает самого себя. Идея есть "предметное" отражение абсолютного73, идея абсолютного сама абсолютна и в то же время как будто независима от него и потому свободна. Эта идея, являющаяся иным видом абсолютного, обретает в системе Шеллинга значение второго абсолюта. Здесь имеет место обычная для идеалистической диалектики ситуация: раздвоение субъекта в процессе самопознания, подобно тому, как разложилось "Я" Фихте на "Я" и "не-Я", в то время как с самого начала было сказано, что "Я" и "не-Я" – одно и то же. Идея абсолюта сама абсолютна, свободна и этим она удаляется, отрывается от абсолюта. Божество не есть причина этого удаления, ибо здесь вовсе не может быть речи о причине. Здесь имеет место самораздвоение (Selbstentzweiung) абсолютного. Если до сих пор все было в абсолюте – божестве, теперь в результате самораздвоения у нас есть существование вне абсолютного – божества. Чувственная действительность есть результат удаления от абсолютного, существование идеи вне божества. Это есть идея, в самом себе рассмотренная в своей независимости (Selbstheit)74. Ее существование есть не факт, а акт. Конечный чувственный мир, удаленный от божественного, все же есть идея и постольку дана гарантия его бесконечности. Высшая потенция чувственного мира есть "Я". Чувственный мир есть отраженный мир, отраженное абсолютное.75 На последней ступени своего развития чувственный мир возвышается до "Я". Человеческое "Я" есть самое удаленное от абсолютного, божественного. Но человеческое "Я" в своем самосознании узнает в самом себе божественное абсолютное. В наиболее удаленном от абсолютного пункте чувственная, оторванная от абсолютного, божества действительность возвращается к божеству76. Диалектический процесс описывает круг: 1) божество, 2) действительность вне божества, 3) возвращение в небожественной действительности к божеству. А весь процесс в своей целостности представляет собой процесс самопознания божества. Немецкий идеализм не есть лишь субъективный идеализм, несмотря на то, что некоторые исследователи именно так характеризовали кантовскую систему, а Шеллинг и Гегель – систему Фихте. Поэтому и идеалистическая диалектика не есть лишь метод, построенный на субъективном идеализме. Но один момент характерен для всего немецкого идеализма. В нем и им кончается высший диалектический синтез: это есть человеческое "Я", которое открывает в самом себе абсолютный дух, и тем самым, абсолютное, вышедшее из самого себя, в человеческом "Я" возвращается к самому себе. Божество, абсолют, абсолютный дух вне человека лишен сознания. Его сознание находится в нас и поскольку его действие состоит в его самопознании, очевидно, что основа его актуальности, т.е. его действительности, его существования находится в нас, сознательных людях.77

V. ВЫВОДЫ
§67. Оценка общего философского воззрения Шеллинга и в частности его диалектического метода будет дана во второй части: там будет поставлен вопрос о взаимоотношении учений Шеллинга и Гегеля. Предисловие к "Феноменологии" Гегеля представляет собой главным образом оценку метода Шеллинга.

Здесь мы коротко коснемся, с одной стороны, тех моментов, которыми Шеллинг обогатил диалектический метод, а, с другой, недостатков, присущих его диалектическому методу и вообще идеалистической диалектике. Диалектика Фихте представляет собой диалектику "Я", во всяком случае она не выходит за рамки "внешней диалектики" (дussere Dialektik), которая состоит в борьбе "Я" и предмета, понятия и объекта. В системе Фихте предмет не является конкретно сформированным и реальным. Реальная и конкретная природа представляет собой абстрактный скелет действительности. Шеллинг впервые попытался, правда во многих случаях неудачно и наивно, применить диалектический метод к природе, создав диалектическое естествознание.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84