Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Для чего, говоря словами Гегеля, "мучается" и "страдает" субъект, для чего "работает" абсолютный субъект "со всей энергией", для чего "поднимается он на Голгофу"? Эта деятельность объясняется только на основании того, что субъект есть не только в себе (an sich), но и для себя (fьr sich). Абсолютное "Я" не только есть, но и представляет собой цель для самого себя. Абсолютный субъект имеет определенную цель и в то же время он сам является целью: он строит действительность и в то же время осуществляет самого себя. Абсолютным субъектом осуществляется то, что он есть, а является он тем, что он должен осуществить, поскольку "Я" ведь есть то, что должно быть, а то, что должно быть, уже есть в субъекте. В малом круге "Я" осуществляет себя как цель, достигает самого себя и становится fьr sich; в большом круге оно создает действительность для того, чтобы реализовать себя в ней. Телеологическая основа всего процесса и развития состоит в том, что начало в действительности является целью. И здесь следует заметить, что последующее развитие идеалистической диалектики этот принцип использует всесторонне. Гегелем, придавшим идеалистической диалектике окончательную форму, эта мысль воспроизводится в привычных для него четких выражениях; "разум есть целесообразное действование, потому..., что начало есть цель"79.
Путь осуществления цели, т.е. осуществления субъектом самого себя, есть путь конкретизации. Начало, которое еще неопределенно, поскольку лишено предикаций, абстрактно. Каждый шаг в развитии субъекта есть этап конкретизации. Абсолютное "Я", являющееся лишь абстрактной формой "Я", превращает самого себя в субъект, т.е. в такое "Я", которому уже присущи определенности. Все те категории, которые были лишь перечнелены Кантом, в системе Фихте выступают в качестве этапов развития субъекта, его устремления к цели. Субъект, обогащенный категориями, т.е. определенностями (Bestimmtheiten), в конце процесса является конкретным субъектом – действительностью. Яснее всего путь конкретизации субъекта виден в теоретическом наукоучении. Начиная с первого синтеза А с каждым последующим синтезом основное противоречие все более конкретизируется. Синтез А, выражающий противоположность "Я" и "не-Я" и их частичное снятие, принимает в дальнейшем синтезе В более конкретный вид взаимосвязи "Я" и "не-Я". Конкретизацией взаимосвязи "Я" и "не-Я" является "Wechsel, Tun und Leiden" – субстанциональность и акциденциальность. Последующей ступенью конкретизации является открытие самостоятельного действия в субъекте и объекте и т.д. Разумеется, Фихте не доходит до понятия спекулятивной конкретности, которое будет развито и превращено в содержание всей системы Гегелем, но развитие субъекта, как конкретизация, и конкретность субъекта, как его бытие в качестве fьr sich, принципиально были открыты в философии Фихте. К перечисленным выше моментам следует добавить еще следующие: целостность мира, связь всех явлений, – в "Wissenschaftslehre" – всех положений, понятий, – с этой целостностью, взаимосвязь и взаимопроникновение всех явлений и положений" Понятие "Durchdringen", окончательно сформулированное Гегелем и охарактеризованное в поэтических выражениях Шеллингом, дано при определении первого основного положения системы Фихте: основное "безусловно необходимое" положение сопутствует всем положениям, все они подразумеваются в нем и оно – во всех. Каждый этап на пути развития вбирает в себя, но крайней мере частично, то, что пройдено на этом пути, и на каждом этапе implicite дано то, что в дальнейшем встретится на пути: во всяком случае так должно быть с точки зрения Фихте. В дальнейшем мы убедимся в том, что этот момент диалектического метода Фихте не смог реализовать, но в данном случае важно то, что Фихте выявил его. Что касается диалектической формы, можно сказать, что во всей философии немецкого идеализма Фихте в теории наиболее строго придерживается ее. Идеалистическая диалектика невозможна без этой формы: содержание метода и метод содержания, как мы уже убедились, неминуемо должны были принять форму триады; субъект, его отчуждение и его возвращение к самому себе, или бесконечное "Я", его превращение в конечное и восстановление бесконечного в конечном невозможно представить без триплицитета. Насколько диалектичны в действительности тезис, антитезис и синтез у Фихте, это уже другой вопрос; внешне, по крайней мере, эта "абсолютная форма науки" господствует на протяжении всего "Наукоучения". Форма триплицитета есть не только закон деления понятия, но и общий закон развития. Законы деления понятия, как и общие логические законы, представляют собой виды диалектических законов. Законы диалектического метода, с точки зрения Фихте, состоят в антитетической и синтетической деятельности субъекта: посредством антитетической деятельности в предметах выявляются противоречащие элементы, а посредством синтетической деятельности в этих элементах обнаруживается тождественный для них момент. Поэтому законы тождества, противоречия и пр. | ||
|