Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
"Я", которое в начале рассуждения было субъект-объектом, теперь выступает как целостность двух актов – акта свободы и направленного на объект акта. Целостность этих двух противоречивых и противоположных друг другу актов есть субъект: он есть целостность, потому что без этих актов нет субъекта, а непримиримым противоречием субъект как таковой снимается и уничтожается. Отсюда видно, что Шеллингом совершенно по-фихтеански решается вопрос и результат всего рассуждения опять-таки фихтеанский: бесконечный мир есть создающий в нас дух в его бесконечных проявлениях11. Выше мы отметили недостаток диалектического метода Фихте. Шеллинг не только не сумел преодолеть этот недостаток, но зачастую он не понимал глубокой мысли, содержащейся в диалектике Фихте12.
В первый период Шеллинг, подобно Фихте, считает, что необходимое положение выражает полагание "Я" самого себя. "Я" творит самого себя. В "Я" находится вся реальность: "Das Ich setzt sich selbst schlechthin und alle Realitдt in sich"13. "Я" выходит за своя пределы и полагает объект. В момент этого выхода "Я" не является более абсолютным, он уже объективен, т.е. определен. Таким образом, абсолютное "Я" никогда не выходит за свои пределы. "Выход из самого себя (aus sich selbst herausgehen) есть момент конечного в абсолютном, ибо "абсолютное "Я" никогда не выходит из самого себя14. Полагание самого себя абсолютным "Я", открытие в самом себе момента конечного, или, что то же самое, выход из самого себя и превращение в объект для "Я", возникновение противоречия и необходимость синтеза, – весь этот диалектический процесс представлен Шеллингом в виде "таблицы форм". Эта таблица интересна для нашей проблематики постольку, поскольку мысли Фихте здесь сформулированы в новых терминах, и за этой новой терминологией должны стоять и отличные от фихтевских мысли. "Я" есть реальность, существование (Sein), поэтому таблица Шеллинга принимает следующий вид: Тезис. Абсолютное существование (Sein). Антитезис. Абсолютное несуществование (Nichtsein)15. Гегелевская терминология, впервые примененная Шеллингом в "Vom Ich als Prinzip der Philosophie", обозначает, разумеется, содержание, отличное от гегелевских мыслей. Об этом свидетельствует хотя бы разъяснение Sein и Nichtsein. Тем более заслуживает внимания синтез – "возможность "не-Я", – предполагающий "определенное существование" ("Dasein in der Zeit ьber haupt")16. Во второй части, при анализе диалектики Гегеля, мы увидим, как близко подошел Шеллинг к Гегелю в этом пункте. Между прочим, следует отметить, что вышеназванная работа Шеллинга оказала большое влияние на Гегеля. Здесь же диалектически изложены и дедуцированы следующие категории: Тезис. Возможность (Mцglichkeit). Антитезис. Действительность (Wirklichkeit). Синтез, Необходимость (Notwendigkeit)17. Следует отметить, что у Шеллинга первый синтез выступает непосредственно в качестве тезиса второго. У Фихте же было не всегда так. Но, с другой стороны, Шеллинг уже не понимает понятия синтеза. Для него синтетическое имеет природу тезиса и потому аналитично. Исходный пункт, с точки зрения Шеллинга, также должен быть аналитическим положением18. "Все положения, установленные без всяких условий, все положения, полагание которых обусловлено тождеством "Я", могут быть названы аналитическими положениями, ибо их полагание может быть развито из первоначальных положений"19. Очевидно, что из аналитического положения, которое должно быть началом диалектического процесса, никогда не может быть построена синтетическая диалектическая логика, а только аналитическая. Главные этапы – синтезы такого развития – в действительности только отчасти будут синтезами, а, с другой стороны, как говорил сам Шеллинг, они в то же время должны быть аналитическими. II. НАТУРФИЛОСОФИЯ §54. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Отрыв друг от друга натурфилософии и трансцендентального идеализма и их отнесение к двум различным периодам развития философии Шеллинга, несомненно, представляет собой ошибку. Несмотря на это, однако, их редко относят к одному и тому же периоду. Это объясняется тем, что перед натурфилософией и трансцендентальным идеализмом стоят различные задачи. Но в действительности они представляют собой две стороны одной целостной философской системы. Смысл тождества, на основе которого построил Шеллинг всю систему (в третий период), выявляется уже во втором периоде. Это – тождество природы и духа, существенное равенство духа в нас и природы вне нас. Природа не ограничена ничем внешним, а дух не ограничен в нас. Вне нас господствует тот же дух, а в нас – та же природа. Говоря словами Шеллинга, природа – это видимый дух, а дух должен быть невидимой природой. Философия имеет дело с обоими: с одной стороны, с природой, а, с другой, – духом. Если философия сделает природу предметом изучения, то вопросом философии будет следующий: как становится природа интеллигенцией, сознанием "Я"? Если же объектом становится дух, то вопрос будет стоять так: как возникает из интеллигенции, субъекта природа? На первый вопрос отвечает натурфилософия, на второй – трансцендентальный идеализм. | ||
|