Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Точнее, согласно такому пониманию, природа и действительность есть всего лишь закономерность, коррелят трансцендентального субъекта. Трансцендентальный субъект создает такую природу реализацией своих законов, выносит свои законы, как отмечалось, "вовне", материализует их. Принципы трансцендентального субъекта суть принципы действительности. Природа есть осуществленный, воплощенный трансцендентальный субъект.
Трансцендентальный субъект создает действительность, предмет, который познается индивидуальным субъектом. Для трансцендентального субъекта действительность, предмет является своим, имманентным для него, гипостазированием его законов и его единства. Именно эта мысль подразумевается под понятием "трансцендентальной идеальности". Для познающего субъекта действительность, предмет является чуждым, трансцендентальным, независимым от него – это подразумевается под понятием "эмпирической реальности". По мнению Канта, "условия возможности опыта вообще суть вместе с тем условия возможности предметов опыта", т.е. принципы действительности и познания тождественны. Что такое действительность, предмет? Материализованный, реально осуществленный субъект. Что такое познание? Познание закономерности действительности, предмета, осознание бессознательной деятельности трансцендентального субъекта. Эмпирическое сознание в процессе познания должно возвыситься до трансцендентального субъекта, т.е. в процессе познания оно должно воспользоваться теми же принципами, с помощью которых трансцендентальный субъект построил действительность, предмет. Именно о таком возвышении эмпирического сознания и использования им принципов трансцендентального субъекта идет речь в "Пролегоменах", где Кант отличает друг от друга суждения восприятия и опыта51, или же в "Критике...", где Кант критикует традиционную теорию суждения и условием достижения объективной значимости суждения считает возвышение его до уровня трансцендентального субъекта52. Сознание познает природу, т.е. закономерность трансцендентального субъекта. Для достижения объективности познания субъект должен возвыситься до уровня трансцендентального субъекта, иными словами, с целью достижения объективности процесс познания совершает "момент" трансцендентального субъекта, находящийся в глубине эмпирического субъекта. Трансцендентальное "Я" познает то, что создано им до познания. Это объясняет следующую мысль Канта: в природе мы можем познать лишь то, что нами же изначально внесено в нее. Познается лишь то, что было создано бессознательно. Познание закономерности природы является познанием трансцендентального субъекта. Для достижения объективности познания эмпирический субъект занимает позицию трансцендентального субъекта; трансцендентальный субъект познает то, что им же создано, т.е. в конечном итоге познает свою же закономерность. В процессе познания природы трансцендентальный субъект познает лишь самого себя, т.к. природа не что иное, как трансцендентальный субъект, иными словами, для познания природы субъект должен познать лишь самого себя. Для иллюстрации этой мысли Кронер приводит слова Шиллера: "Es ist nicht draussen, das sucht es der Tor; Es ist in dir, du bringst es ewig hervor"53. В этой теории дается не только содержание немецкого идеализма, но и ее основная тенденция. Если действительность является содержанием и результатом деятельности "Я", субъекта, если познание исчерпывается самопознанием, очевидно, что вся действительность заключена е субъекте и для ее понимания требуется "анализ" субъекта. Субъект производит "анализ" в самом себе, внутри себя и таким образом раздваивается: с одной стороны оказывается тот, кто производит анализ, с другой то, что анализируется. В едином субъекте происходит противопоставление моментов. Но эта противоположность снимается благодаря тому, что ее моменты являются моментами единого субъекта, т.е. благодаря тому, что субъект в противопоставлении самому себе познает лишь самого себя. Противопоставление моментов субъекта в самом субъекте и попытки его снятия в этом единстве (Erfahrung и история Гегеля) составляют основу и содержание идеалистической диалектики, более того, сами представляют собой идеалистический диалектический метод. Объективная и необходимая действительность может быть выведена из субъекта в том случае, если в субъект внесен объективный, предметный, момент; в противном случае выведенная из субъекта действительность была бы не действительностью, а видимостью (Schein), иллюзией. Именно таков путь Канта: он вносит в субъект предметный момент и поэтому легко решает парадоксальный вопрос о том, как могут создать субъективные условия объективность опыта. Субъективные условия опыта по своему истинному содержанию объективны постольку, поскольку объект есть закономерность субъекта. В субъекте, из которого дедуцирована действительность, противопоставлены друг другу субъективно-объективные моменты, а само противопоставление моментов снято в целостности трансцендентального субъекта посредством тождества субъективного и объективного. | ||
|