Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Согласно немецкому идеализму, субъект не только субъективен, он находится вне субъективного и объективного, стоит над ними или, иными словами, субъект в действительности есть и объект.
В самом деле, когда в философии Гегеля субъект полностью поглощает всю действительность и она оказывается в пределах субъекта, философия субъекта становится философией действительности. Именно этот момент позволяет нам отвергнуть идеализм Гегеля и одновременно усвоить и использовать некоторые из выработанных им принципов и, в первую очередь, диалектический метод. Не следует, однако, забывать, что какие бы положительные моменты ни характеризовали немецкий идеализм, основная его позиция все-таки идеалистична, а принцип и содержание его есть субъект. Принцип философии субъекта определяет все своеобразие немецкого идеализма, его мировоззрение и идеалистический диалектический метод, являющийся для нас главным в настоящем исследовании. К. Маркс писал: "Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного..."8 (разрядка наша – К.Б.). Трудности и недоразумения немецкого идеализма становятся легко преодолимыми, если мы учтем принцип субъекта. При изучении систем немецкого идеализма важнее всего понимание того обстоятельства, что исходной точкой философии признается субъект, от которого зависит все и исходя из которого следует объяснять все. "На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект",9 – пишет Гегель. Здесь высказана квинтэссенция идеализма. Эта мысль столь ясна и отчетлива, разумеется, только в системе Гегеля – ведь немецкий идеалам и, в частности, идеалистическая диалектика в завершенной форме дана именно в его системе. И по мере того как диалектический метод развивается постепенно от Канта до Гегеля, эта мысль, являющаяся основой идеалистической диалектики, принимает все более и более отчетливый вид. Уже Кант, создав свою трансцендентальную философию, поставил субъект в центре философского мировоззрения. Все своеобразие и содержание трансцендентального метода опирается на понятие субъекта. Признание субъекта отправным пунктом философии было новым словом в философии, реформой философии, основой вступления философии на идеалистический путь и выработки идеалистической диалектики. Такой субъект не является индивидуальным, эмпирическим субъектом, этим философия субъекта немецкого идеализма отличается от субъективной философии. "Трансцендентальный субъект", "трансцендентальная апперцепция", "сознание вообще", "абсолютный субъект", "абсолютный дух (Geist)" – это различные термины для выражения принципиально одного и того же содержания. На начальной ступени развития немецкого идеализма в философии Канта принцип субъекта еще неполностью раскрыт и развит. Несмотря на это, уже в трансцендентальной философии понятие субъекта занимает центральное место. Как мы увидим далее, понятие субъекта будет именно тем моментом, который в философии Канта будет положен в основу понятия диалектического. Трансцендентальная философия учитывает значение субъекта, правда, не в такой степени, как в конце эпохи, но все же достаточно ясно. В одном из писем Беку от 16-17 октября 1792 г. Кант пишет: "Meinem Urteile nach kommt alles darauf an, dass da im empirischen Begriffe des Zusammengesetzten die Zusammensetzung nicht vermittelst der blossen Anschauung und deren Apprehension, sondern nur durch die selbsttдtige Verbindung des Mannigfaltigen in der Anschauung gegebenen, und zwar in ein Bewusstsein ьberhaupt (das nicht wiederum empirisch ist) vorgestellt werden kann"10. Здесь всё еще ведется разговор о материале, данном в созерцании; но уже в рамках трансцендентальной философии будет дана попытка преодоления этого материала и установления необусловленности субъекта. Дело в том, что в глубине субъекта будет открыт момент, видом которого и окажется трансцендентальное сознание, ограниченное материалом. Кант ограничивает теоретический субъект, чтобы оставить сферу творчества практическому субъекту. Но в действительности теоретический субъект – по своей сути – в конечном итоге является практическим. Субъект ограничивает себя, превращает себя в теоретический, чтобы оставить себе, как практическому субъекту, поле деятельности. К такому выводу логически придет Фихте. Можно без преувеличения сказать, что Фихте в данном случае не делает нового вывода, а ясно и определенно высказывает то, что implicite было дано в трансцендентальной философии Канта. В "Наукоучении" Фихте понятие субъекта – уже альфа и омега системы. Вся система представляет собой рефлексию над творчеством субъекта; весь диалектический метод – творческий процесс. Деятельность (Tathandlung) субъекта, полагание самого себя – начало процесса. Стремление субъекта вернуться к самому себе или, точнее, возвращение (zurьckkehren) субъекта к самому себе, происходящее в идее – конец процесса. В системах Шеллинга и Гегеля философия субъекта принимает законченный вид. | ||
|