Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Независимая от субъективности нашей чувственности "вещь в себе" отличается от ноумена, который только отрицателен; его использование позитивно невозможно; он имеет лишь негативное применение, т.к. является только демаркационным, предельным понятием. Придав ему позитивное значение, мы получили бы новый проблематичный предмет. Однако ноумен – беспредметное понятие. Правда, главе "Критики...", в которой рассматривается указанный вопрос, дано название "Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena", но такое деление предметов невозможно, ибо ноумен не предмет, а беспредметное понятие. Поэтому Кант говорит: "деление предметов на феномены и ноумены... недопустимо".63 Для нашего рассудка ноумен не есть предмет. Рассудок, для которого ноумен – предмет, сам проблематичен.64 Ноумен есть ничто (nichts). "Объект, с которым я вообще связываю явление, – пишет Кант, – есть трансцендентальный предмет, т.е. совершенно неопределенная мысль о чем-то вообще. Этот предмет не может называться ноуменом".65 Б. Баух удачно характеризует трансцендентальный предмет в системе Канта66. Использование понятия ноумена лишь негативно. Трансцендентальный предмет имеет значимость для явления, но не есть явление, т.к. он есть "нечто (Etwas) вообще". Кант в нескольких местах говорит о трансцендентальном предмете и обозначает его через "X". "X" – не явление и не "вещь в себе", а логическое условие, логический закон, согласно которому чувственно данное приобретает целостность, позволяющую строить на ее основании предмет как таковой, "X" не есть данный предмет, реальный объект. Трансцендентальный предмет есть коррелят единства трансцендентального субъекта и постольку – наиобщий объект67. Трансцендентальный субъект есть закономерность, в частности, закон построения, создания предмета (Gesetz des Aufbauens), трансцендентальный предмет, как коррелят трансцендентального субъекта, есть закономерность явления, предмета, в частности, закон построенного предмета. Отсюда понятно различие между трансцендентальным предметом и "вещью в себе". Раз трансцендентальный предмет – наиобщий закон построенного предмета, он в качестве наиобщего тождественен для всех явлений. Поэтому он не может быть частным условием частного предмета. Это – сфера "вещи в себе". Подобно тому, как явление вообще для своего синтеза требует трансцендентального условия в виде трансцендентального предмета, "наиобщего объекта", всякое частное явление требует своего частного условия в виде "вещи в себе". "Вещь в себе" есть условие всякого частного явления, т.е. закон построения того или иного явления (предмета). Трансцендентальный предмет представляет собой наиобщее условие, закон построенного явления вообще, тогда как "вещь в себе" есть частное условие построенного частного явления. "Вещь в себе" есть спецификация, частный случай трансцендентального предмета, а трансцендентальный предмет – обобщение "вещи в себе". В этой интерпретации интересна также введенная Б. Баухом терминология; закономерность трансцендентального субъекта есть закономерность построения предмета; закономерность трансцендентального предмета "X" как предмета познания есть закономерность построенного предмета. Логическое продолжение этой интерпретации приводит к нашей мысли, более подробно высказанной в первой части настоящей главы. Однако Баух исходит из совершенно других моментов философии Канта. Он не интересуется диалектическим методом и поэтому не делает соответствующих выводов. Тем более следует сделать такие выводы и логически завершить мысль. "Вещь в себе" "снимается" и как реально существующий предмет, и как трансцендентальный предмет. Стало быть, "снято" также и понятие "воздействия" ("affection"), "данности", "материала", из которого строится предмет. В немецком идеализме все эти понятия, разумеется сохранятся, но они примут совершенно иной вид в процессе формирования идеалистической диалектики. Трансцендентальный предмет есть наиобщий закон природы, а "вещи в себе" – частные законы. Трансцендентальный субъект является закономерностью вообще, которая должна осуществиться. Это закон построения природы, предмета – Gesetz des Aufbauens. Природа – материализация, осуществление трансцендентального субъекта как закономерности. Природа как закономерность, предмет, как осуществленный закон трансцендентального субъекта является лишь коррелятом субъекта. В процессе познания действующий в глубине эмпирического субъекта трансцендентальный субъект познает природу как закон построенного, т.е. закон самого себя: познание есть лишь самопознание. "Вещь в себе" – понятие, тесно связанное с этико-религиозной точкой зрения Канта и ограничивающее субъект, сферу мысли, фактически образует бесконечный субъект, которому противопоставляются лишь его закономерность и деятельность, и в этом противопоставлении и познании противоположного субъект познает лишь самого себя и возвращается к самому себе. По терминологии немецкого идеализма (берущей свое начало от Фихте и прекрасно выражающей этапы развития идеалистической диалектики) субъект становится fьr sich, "снимает" противоречие между собой и природой, т. | ||
|