Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
к. сам же создал природу в процессе познания природы, познает самого себя – возвращается к самому себе и, превращаясь в бесконечный субъект, становится единством и тождеством противоположных моментов.
Для нашей интерпретации мы выбрали лишь идеалистические моменты воззрения Канта. Это, конечно, не означает, будто в философии Канта не содержатся элементы реалистического и материалистического мировоззрения. Но эти элементы не оказали и не смогли бы оказать никакого влияния на идеалистическую немецкую философию, т.к. этому не способствовали ни социально-экономические условия того времени, ни основная идеалистическая тенденция философии Канта. Мы здесь выделяем идеалистические моменты, т.к. в процессе своего развития диалектический метод создавался прежде всего в идеалистической форме. Но уже сейчас можно сказать то, что впоследствии с большим правом будет сказано о Гегеле, а именно: уже в воззрении Канта имеются моменты, позволяющие превратить диалектику "субъекта" и "мышления" в диалектику природы и всей действительности. Вся действительность заключена в субъекте, вся действительность построена согласно закономерности субъекта. Закономерность субъекта господствует в природе и во всей действительности и если этот субъект по своей природе диалектичен, очевидно, что такой же должна быть действительность. Ниже при разборе диалектического метода Гегеля мы подробнее обсудим этот вопрос. Таким образом, моменты диалектического метода в теории познания Канта можно выразить в нескольких положениях: Трансцендентальный субъект порождает природу как закономерность посредством того, что выносит вовне, отчуждает свою собственную закономерность. Не только природа как формальная закономерность, но и вся действительность как совокупность и синтез формы и материала есть порождение трансцендентального субъекта. С этой точки зрения действительность есть "sein Anderes" трансцендентального субъекта. Это – зародыш первого этапа большой триады идеалистической диалектики: идея – природа – дух (an sich – sein Anderes – fьr sich). В процессе познания трансцендентальный субъект познает природу, действительность, т.е. познает свою собственную закономерность, самого себя. В природе трансцендентальный субъект находит самого себя, возвращается к самому себе. Это свидетельствует о наличии в системе Канта зачаточной формы заключительного этапа большой триады идеалистической диалектики. В трансцендентальном субъекте происходит противопоставление двух моментов – субъективного и объективного – и "снятие" их в единстве субъекта. В системе Канта вышеуказанные моменты не столь ясно выделяются и всесторонне характеризуются, как в философии Гегеля. Нельзя, конечно, голословно утверждать, будто в философии Канта не содержится ничего, помимо вышеуказанных моментов. Но мы говорим лишь о моментах и зародыше диалектического метода, наличие которых в системе Канта нам представляется бесспорным. V. МОМЕНТЫ ДИАЛЕКТИКИ В ПОНЯТИИ СИНТЕЗА §14. Понятие синтеза и предмет. В связи с теорией познания Канта в предыдущей главе мы частично рассмотрели проблему синтеза. Теперь мы рассмотрим эту проблему более детально. Моменты диалектического метода, уже открытые нами в философии Канта, найдут здесь свое новое подтверждение. Истина есть соответствие знания с его предметом68. Если согласно Канту знание всегда выражается в суждении, то, очевидно, что суждение истинно, когда оно соответствует своему предмету. Во введении "Трансцендентальной логики" понятию истины Кант дает именно такое предварительное объяснение. Но в действительности (и это не требует особой наблюдательности) идеалистическая концепция Канта дает совершенно противоположное такому пониманию решение проблемы: общее положение этой концепции заключается именно в том, что не рассудок определяется опытом, природой вообще, предметом, а опыт, природа вообще, предмет определен и построен рассудком. Истина заключается не в соответствии рассудка предмету, а предмета рассудку. Отсюда вытекает весьма важное для идеалистической теории Канта заключение. Познание, суждение должно быть предметным – такова цель аргументации Канта. Для доказательства предметности суждения Кант исходит из того, что предмет имеет характер суждения. Суждением определяется предмет, поскольку последний истинно и правильно познан или построен. Предмет должен иметь структуру суждения69. Неверно мнение Кронера, будто всякая теория познания должна следовать по этому пути. Эго – путь лишь идеалистической теории познания. Всякое суждение есть синтез субъекта (S) и предиката (Р). Если структура предмета подобна структуре суждения, очевидно, что и предмет должен быть синтезом субъекта и предиката. Познание как таковое не строит предмет; предмет построен до познания по тем правилам, по которым впоследствии протекает истинное познание. Предмет как синтез уже имеется и целью синтетического познания является восстановление целостности предмета, нарушенной в процессе познания, в результате его анализа. | ||
|