Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
Это возможно за счет того, что внимание до некоторой степени произвольно: мы можем обратить его на задачу и отвлечь его от того, что нам на самом деле интересно. Но внимание может быть произвольным, а интерес спонтанен. Интерес принадлежит к классу психических феноменов, которые произвольности не поддаются (к ним же относятся вера, надежда, любовь и т.п.). Интерес – как мед у Винни-Пуха: он либо есть, либо его нет. А внимание можно до некоторой степени "отвлекать" и "привлекать".
Но если слишком интенсивно в этом смысле себя насиловать, то наступает скука – пустота, подавленность, когда вроде бы уже ничего не нужно. В терминах Берна это можно объяснить тем, что внутренний Ребенок отчаялся: того, что нужно и интересно на самом деле, не дадут, будет постоянное "низзя", как в скетче известных клоунов. И наоборот, будут все время заставлять заниматься тем, что не интересно. В нашей культуре фальсификация интереса часто осуществляется по отношению к сексуальным темам: все "хорошие" мальчики и девочки делают вид, что, как сказала некая советская дама во время одного из первых "телемостов" с дамами из США, "секса у нас вообще нет". А вот пример фальсификации, подделки интереса там, где его нет. Практически на каждом групповом занятии по "саду желаний" (в рамках психотехнического Практикума) кто-нибудь да расскажет про такое картонное дерево, как "хочу-научиться-гештальттерапии". Я спрашиваю: "Зачем это тебе, чем это тебе вкусно, что это для тебя будет?" – "Ну, – говорит, – тогда я буду помогать людям", – а на самом деле за этим стоит желание быть "хорошей девочкой". то есть это не реальное желание, оно нарисовано на картоне, вырезано, его воткнули в песок, и вот оно стоит... Есть еще одна фальсификация на фазе восприятия, о которой мы поговорим в разделе о невротическом механизме дефлексии – это фальсификация рамки, в которую заключена "картинка" со своей фигурой и своим фоном. Теперь нам следует перейти к фазе действования. Интроект на фазе действования – это формальная реализация методики. Это то, чем нередко занимаются учителя в школах, врачи в поликлиниках и больницах. У них даже термины специальные есть: если врачи в больницах иногда и лечат людей, то – по доброй, так сказать, воле, и на свой страх и риск, а "по работе" они "осуществляют лечебные мероприятия". Вот мой любимый личный пример на этот счет. Я сдаю в химчистку брюки с пятном, плачу соответствующую сумму, потом получаю из химчистки брюки с тем же пятном, но к пятну аккуратно пришпилена записочка "Все необходимые процедуры осуществлены, зав. цехом такая-то". Если в старое доброе время прачка отвечала за выстиранное и вычищенное белье, то современная химчистка отвечает за осуществление процедуры. Но здесь нужно тонкое понимание. Давайте попробуем все это реально прочувствовать, а не только теоретически поговорить про это. Как быть, когда я действительно не знаю, как мне действовать и нуждаюсь в подсказке? Вот иду я в гости; мне объяснили, куда идти: из первого вагона вперед, потом повернешь направо, свернешь за булочной и т.д. Может быть, есть путь короче и удобнее, и мне так и скажут: "Я тебе объясню длинный путь, чтобы ты не запутался". Так вот, когда мы в первый раз осуществляем предложенную методику на незнакомой местности, – это как раз та самая карта, мы движемся по ней и при этом соотносим описание с местностью, узнаем местность, соответствующую описанию, начинаем понимать описание в соответствии с местностью; мы, двигаясь, проходя этот путь, как раз осуществляем гомогенизацию. Это "эксперимент" и одновременно experience – опыт; экспериментальное и "экспериентальное" движение. В следующий раз, если я пойду "живым", так сказать, образом, я уже начну срезать какие-то углы, искать более близкий путь или запомню этот путь и буду идти по знакомой дороге. Я.уже не буду "выполнять инструкцию". А если я пять раз прошел по инструкции, а потом, нечаянно забыв инструкцию (не взял с собой листок), не могу пройти -это и есть интроекция. Если человек выполняет методическую инструкцию, то он действительно будет не учить детей, а "реализовать методику преподавания арифметики в таком-то классе по такой-то теме", – не видя, какие перед ним дети, кто что понимает, кто чего не понимает, у кого какой характер. Если кто-то не врубается, кому-то неинтересно, какому-то ребенку хочется жить, и совсем не так, как нужно учительнице (а ей нужно методику реализовывать), – так она их начнет насиловать, чтобы они вставлялись в гнездышки этой методики. Как правило, в этом и состоит школьное "обучение и воспитание"... Ну и, наконец, интроект на фазе консуммации или ассимиляции: это когда мне не вкусно, а я делаю вид, что мне вкусно. Как у Мироновой в замечательном скетче, где она патетическим тоном рассказывает, как "росла над собой", и в какой-то момент восклицает: "Я даже посещала концерты нелегкой музыки". Она там сидела, слушала эту "нелегкую музыку", мучилась, но делала вид, что живет культурной жизнью... Вот еще пример из жизни. У многих есть установка, что начатые книги нужно дочитывать до конца. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|