Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
— Вот туда они и деваются, – сказал Итакин. (В. Пелевин. Принц Госплана.) С драматической яркостью это передано в фильме "Покаяние ". Древние египтяне верили, что одно только поминание имени после смерти несет благо помянутому. Выполняю: мир Вашему праху, Константин Константинович Розеншильд. См. Г. П. Щедровицкий. "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах. – Г. П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995, с. 50-57. 3-2-4 Лекция 19 июня 2000 г. К. Роджерс. Эмпатия. – Цит. по: "Психология эмоций. Тексты". М., МГУ, 1984. Ю. Н. Давыдов. Искусство как социологический феномен. М., 1967. Одна из центральных категорий в эстетике и этике Аристотеля. Еще и еще раз напоминаю: смех – основное орудие психотехники, равных ему нет. 3-2-5 ОБъяснение–заЩИта–опраВДАНИЕ (неологизм Дж. Энрайта). 3-3-1 Декабрь 1995 г. Вот характерная история из реальной жизни. На выпускном собеседовании в детской музыкальной школе (была одно время такая мода) девочку спрашивают, что такое полифония. Она, естественно, затрудняется с ответом. Ей дают наводящий вопрос: "Что тебе говорила Татьяна Ивановна, когда работала с тобой над баховской инвенцией?" Тут девочка потупилась, лицо ее приобрело характерное выражение, и она воспроизвела: "Считай четверти, дура!!!" 3-3-2 Глава представляет собой неопубликованную статью 1996 г., дополненную фрагментом статьи "Что делать с Эриком Берном", вошедшую в качестве Послесловия в публикацию моего перевода книги "Секс в человеческой любви". М., 1997. Даже Фрейд, как рассказывают, однажды согласился допустить, что сигара может быть "просто сигарой". То есть, конечно, это имеет к ней отношение, но другим, гораздо более обобщенным образом: если человек считает возможным вести себя неэтично, значит, что-то не в порядке либо с ним, либо с обществом, в котором он живет. Г. Бейтсон и др. К теории шизофрении. – Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 1-2. Такого типа ситуация описана у М. Горького в "Моих университетах". По-видимому, она произвела на юношу такое сильное впечатление, что позже он отыгрывает ее в знаменитой реплике "Эх, испортил песню, дурак!" Помните мечтания такого рода у Стругацких в "Трудно быть богом"? Психологическая тяжесть такого рода ситуаций часто усугубляется тем, что человек, играющий в такие "игры", на самом деле не способен (в отличие от ребенка из последнего примера) в достаточной мере позаботиться о себе сам и действительно нуждается в помощи. Но обращаясь за помощью в форме "игры", он как раз и лишает Адресата возможности эту помощь ему оказать. В качестве домашнего задания можно рассмотреть стратегии и тактики реализации роли собаки-сверху в качестве Преследователя и в качестве Спасателя. Вот пара контрольных вопросов. Чем отличается роль Спасателя в "Алкоголике" от аналогичной в "Полицейских и ворах" (здесь Спасателем можно назвать игрока, спасающего "несчастного" Вора от "злого" Полицейского, и при этом увещевающего его "исправиться")? Какие еще варианты, реализации собаки-сверху можно представить себе в подобных ситуациях ? Формой такой осведомленности не обязательно должна быть собственно берновская теория или ее модификации. Аналогичную функцию может выполнить бейтсоновская теория "двойной связанности", перлзовские "собаки" и вообще работа с "пустыми стульями", обеспечивающая как практику, так и представление о внутри-психических рефлексивных отношениях; знаменитый франкловский метод "парадоксальной интенции". Многие аналогичные приемы эриксоновской терапии также в значительной степени выполняют эти функции. Разве это не ужасно, что другие люди (редиски!) создают нам такие трудности? Каждый может получить по этому поводу множество купонов того цвета, какие он собирает, – обиды, "разочарования в людях", дурного настроения и пр. Удачной игры, – господа Адресаты! Системы такого рода на психологическом материале начал исследовать Г. Бейтсон, см. его "Steps to ecology of mind". Сам термин "игры" Берн, как известно, заимствовал из работ Бейтсона, вошедших в этот сборник. См. главу 2-1 – От пустого стула к круглому столу. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|