Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

Но, – повторю еще раз, остановить не для того, чтобы выполнить установки внешней морали, не подавить отрицательную эмоцию, а, напротив, отнестись к ней ВСЕРЬЕЗ, – даже более всерьез, чем она сама запрашивает.

В этом и состоит центральная идеологическая -посылка грамотной психотехнической работы с отрицательными эмоциями. Для каждого, кто собирается этой работой заняться, очень важно, чтобы эта "идеологическая база" была максимально обоснована теоретически и прочувствована эмпирически, на собственном опыте, То есть, чтобы человек понял ее, как говорил Гурджиев, "всей своей массой".

Теперь, понимая, для чего это нужно, мы можем перейти к довольно сложным теоретическим построениям. Хочу только напомнить вам, что, с одной стороны, хорошо понятые теоретические представления дают возможность более глубокого видения проблемы, с другой же стороны – это всегда взгляд несколько более узкий, чем та эмпирия, которая привела к данной теории.

3
Прежде всего необходимо описать своеобразную, специфическую действительность, в которой люди проводят (не задумываясь об этом) значительную часть своего времени и расходуют значительную часть энергии, и в которой как раз и возникают отрицательные эмоции.

Мы думаем, что живем в мире столов и стульев – в "реальности" (слово "реальность" происходит от латинского слова "res", что значит "вещь" или "дело" – нечто материально-определенное). Но на самом деле это совсем не так.

В такого рода "реальности", в точном смысле слова, может жить только Маугли, – человеческий детеныш, не прошедший аккультурации или социализации. Человек живет в специфически-человеческом, социокультурном мире: мире обобщенных представлений, для которых "вещи" и "дела" являются только "экземплификациями" понятий.

Кроме того, человеческий мир – это мир межличностных взаимодействий, значительную часть которых человек "вбирает" в себя (интериоризирует, говоря научным языком психологии), начиная "разыгрывать" внутри себя те роли и отношения, которые осваивает в общении со своими воспитателями.

Советский психолог и философ Б.Ф.Поршнев развил представления Выготского, поставив вопрос, что лежит в основе самой возможности социализации и интериоризации. Ответом на этот вопрос стало его учение о суггестии как фундаментальной основе человеческой психики.

Суггестия (по Поршневу) начинается с интердикции (запрещения, остановки), которая прерывает "естественную" жизнь организма в его среде, выводит организм за пределы его собственной "реальности". Например, малыш самозабвенно лезет в лужу, мама сзади кричит ему: "стой, не лезь".

Сама суггестия состоит в том, что организму (человеку) предлагается вести себя и действовать не так, как он вел бы себя в соответствии со своими собственными потребностями в своей среде, а неким иным, но вполне определенным образом. Например, малышу, который разыгрался с мячиком, велят идти есть или спать. Ему в этот момент ни есть, ни спать совершенно не хочется, у него нет такого внутреннего импульса, но "мама велела, а она лучше знает" (часто так на самом деле и есть). В момент суггестии реальность (то есть материальная среда с ее "естественными" процессами) как бы "смещается": она "продолжается" (в частности, во времени, но не только) уже не так, как она "текла", а под новым углом.

"Смещение" реальности происходит не только для адресата суггестии, и даже не только для ее адресанта, суггестора. Это может касаться среды, окружающей суггестивную пару, в самых разных масштабах. Например то, что малыш не полезет в лужу, даст маме возможность чистеньким привести его в гости к бабушке на день рождения, куда они направлялись, и где малыш будет радовать всю родню.

А вот пример другого масштаба. Представьте себе, что адресат суггестии – военачальник армии, располагающей большим запасом ядерного оружия. А суггестия состоит в том, чтобы пустить его в ход. Хорошо известно, что при выполнении такой суггестии жизнь на Земле (в том числе наша с вами) вполне может довольно скоро прекратиться.

Однако автоматическому выполнению суггестии противостоит контр-суггестия: приказание или просьбу можно не исполнить [4].

Имея это в виду, мы обнаруживаем, что реальность в момент суггестии не сразу "смещается". Сначала она как бы "разламывается", раздваивается. Благодаря тому, что суггестия может быть как исполнена, так и не исполнена, создается своеобразное "зависание": в тот момент, когда приказание (или просьба) высказывается, еще неизвестно, будет ли суггестия исполнена, то есть неизвестно, по какому из двух возможных путей "пойдет" реальность (в нашем последнем примере, сохранится жизнь на Земле или нет). И то, и другое присутствует в этом моменте как возможность, а действительность (тем более – реальность) еще не определена.

Я повторю еще раз, потому что это, с одной стороны, вроде бы очевидно и понятно, но с другой – это очень меняет привычную нам картину мира. Мы думаем, что живем в "реальности" – мире физических законов, причинности и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149