Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
п. А между тем в любой момент времени люди, выполняющие или не выполняющие различные (в том числе – наши собственные!) суггестии, могут изменить (или не изменить, – мама может же и не купить мне мороженое, хотя мне очень хочется) эту, кажущуюся такой понятной и устойчивой, "реальность".
Но все обстоит еще значительно сложнее. Как справедливо указывает Поршнев, ни процессы суггестии, ни процессы контр-суггестии сами по себе, без специальных экспериментальных условий, наблюдаться не могут (хотя мы постоянно имеем дело с их результатами). То, что происходит "у всех на глазах" – это процессы контр-контр-суггестии (к-к-с), то есть подкрепления первоначальной, исходной суггестии каким-то дополнительным воздействием на адресата. Если мама не покупает мне мороженое, я начинаю ее упрашивать. Если ребенок не слушается, его наказывают. Если политик не выполняет то, что от него требуется, на него оказывают давление. И так далее. Я не буду здесь излагать подробно соответствующие теоретические схемы [5], но назову их основные конструктивные элементы, потому что это может оказаться полезным для ваших дальнейших самостоятельных размышлений и работы над отрицательными эмоциями. Существуют два фундаментальных типа суггестии: Ребенок – Родитель ("просьба") и Родитель – Ребенок ("приказание"). Полезно заметить, что в этих схемах (мои конструктивные элементы отличаются от описаний Берна) Родитель всегда обращается к Ребенку, а Ребенок – к Родителю. Позже, когда (и если) у человека формируется функция Взрослого, он может обратиться к другому Взрослому с "предложением", которое по своей природе является не суггестией, а мета-коммуникативным феноменом. Существуют три фундаментальных типа контр-контр-суггестии, во всяком случае в когнитивном плане (позже мы к этому еще вернемся). (1) Отсылка к устройству мира ("Если полезешь в лужу, намочишь ноги и испачкаешь пальто"); это – первый шаг к Взрослению. (2) Отсылка к социально- фиксированным позициям, которые должны обеспечить выполнение суггестии (одесский вариант: "На кому ты топ ногой, на твой родной мама, который тебя ест и пьет?!"); это – путь к формированию самоощущения "окей" и "не-окей", Лягушек и Принцев, а также сценариев-по-Берну. (3) Обещание награды и угроза наказания, то есть "произвольность" (в отличие от детерминированности: мама захочет – накажет, а захочет простит, как иудейский Бог по К.Юнгу), переходящая в произвол; это – основа манипуляций и игр-по-Берну. Кроме того, в наших схемах используются соответствующим образом модифицированные азы теории рефлексивных игр по В.А.Лефевру: "Я знаю, что он знает, что я знаю", и т.д. В сложных контр-контр-суггестивных схемах это развертывается примерно таким образом: "Я согласен сделать нечто, если ты сделаешь свое нечто, но ты согласишься это сделать, если я сделаю нечто третье, и т.д." Одним словом: "Утром стулья, вечером деньги, но деньги вперед". Вроде бы, если суггестия не исполнена, то "реальность" продолжает развертываться по не-суггестивной линии (вспомните рисунок). Но специфическая действительность контр-контр-суггестии позволяет суггестору (и заставляет его!) полагать, что, как говорят в той же Одессе, "еще не вечер": суггестор не принимает отказа. Нужно "нажать" (упросить, уговорить, уломать, пригрозить, пообещать и пр.), и может быть все еще будет так, как суггестору нужно. "Зависание", характеризующее "разлом" реальности в момент суггестии, оказывается благодаря этому не "моментом", а распространяется на неопределенно долгое физическое время – от нескольких минут до нескольких десятилетий (и больше: горе-иудеи, а вслед за ними и горе-христиане уже несколько тысячелетий не могут толком научиться слушаться своего Бога, а Он все ждет, надеется и посылает им награды и наказания). Интересно, что, имея свое особое время ("квантами" этого времени являются коммуникативные ходы к-к-с, к-к-к-с, к-к-к-к-с и т.д., развертывающиеся в физическом времени в виде процессов устной речи, написания и отсылки писем, документов и пр.), эта особая действительность не имеет никакой реальности. С точки зрения реальности ее как бы просто не существует, это игра "чистой" воли, точнее – борьба "воль" за реализацию тех или иных возможностей. В физическом мире она может развертываться, грубо говоря, в масштабе прочности тех самых столов и стульев, на которых и за которыми сидят участники процесса. Так вот, развертывая процессы контр-контр-суггестии, то есть угрожая, обещая, упрашивая и т.д., мы начинаем жить в этой особой, – в реальности не существующей, – действительности. Мама может не покупать малышу мороженое, а он может клянчить неделю и больше. И он при этом будет жить не в реальности, где мама купила или не купила ему мороженое, а в особой действительности, где он просит, убеждает, канючит, упрашивает и пр. Для полноты картины (хотя бы минимальной) нужно добавить еще один момент, хорошо изученный и описанный в школе Грегори Бейтсона [6]. Речь идет о парадоксальной коммуникации, которую он назвал "двойной связанностью" (double bind), где нечто утверждается, но одновременно на другом уровне абстракции (его можно назвать, вслед за Бейтсоном, "пометой"), отвергается. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|