Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
Как читатель уже догадывается, мы собираемся пригласить его на экскурсию по Саду желаний. Отправляясь туда, совершенно необходимо вооружиться психотехнической установкой: если мы, придя в сад, начнем раздавать направо и налево оценки, а то и "принимать меры искоренения и перевоспитания", мы скорее всего мало что увидим, а к тому же рискуем "наломать дров". Путешествия в психику требуют такой же осторожности, как путешествия в прошлое или будущее в фантастических рассказах: новичку лучше не спешить с преобразованиями. К сожалению, любителей вести себя в Саду таким образом и без нас более чем достаточно. Назовем этих браконьеров "псевдоэтиками", поскольку, хулиганя в Саду, они делают вид, что руководствуются этическими принципами. Заметим, кстати, что у этих "искоренителей или воспитателей желаний" – свои желания, которые их собственный Этик не умеет (или делает вид, что не умеет) распознать. В психотерапевтической работе часто приходится выявлять такого рода "субличности". Напомним, что предлагаемая психологическая работа может осуществляться в одиночку, вдвоем и втроем (а также, разумеется, и в группе). Основных "ролей" в работе две расспрашивающий и рассказывающий. Третий может быть "супервизором", который наблюдает за осуществлением процедуры, в случае необходимости готов прийти на помощь расспрашивающему и отвечает за безопасность ситуации (что в отношении нашей темы немаловажно – как в отношении экскурсантов, так и в отношении территории Сада). Если вы работаете в одиночку, то есть попеременно выполняете обе роли, не забывайте "пересаживаться" с места на место: неплодотворность так называемого "внутреннего диалога" и "самокопания" чаще всего объясняется именно неумением осуществлять и отмечать необходимую смену ролей. Общая схема рассмотрения может приблизительно быть распределена по четырем разделам: 1) "сюжет" желания – его предмет, структура, обстоятельства и пр., 2) контекст, необходимый для того, чтобы расспрашивающий мог понять рассказывающего (при работе в одиночку крайне важно явно обрисовать необходимый минимум контекста, хотя бы он и казался сам собой разумеющимся), 3) отношение рассказывающего к своему желанию гонит ли он его или лелеет, гордится или стыдится, реализует или оставляет на потом и пр., и, наконец, 4) его смысл и суть. Первая трудность, которую необходимо преодолеть на пути в таинственный Сад – это частое неумение распознать, находитесь ли вы уже там, или только "на подступах". Псевдоэтики цветут здесь пышным цветом. "Хорошие девочки", как правило, хорошо знают, чего "надо" хотеть, и делают вид, что этого-то они и хотят. Как часто приходится слышать от "хорошей девочки", что она хочет хорошо учиться! Начинаешь выяснять, зачем ей это нужно, и оказывается, что тогда мама ее будет любить, или подруги будут завидовать, или папа оставит в покое, или... Такая цепочка – совершенно определенное свидетельство неподлинности рассматриваемого "псевдожелания". То, что нужно для чего-то другого, не есть желаемое само по себе. По такой цепочке нужно двигаться до конца, до того момента, когда нет уже возможности сказать "для чего", а остается только "потому что я этого хочу", – это и есть то, чего мы ищем. Один из контрольных вопросов здесь – как я буду это "кушать". То, чего хочется, запрашивается для того или иного "употребления", и "употребление" это по определению должно быть так или иначе приятным (про "так или иначе" – чуть дальше). Определенность представления об этом "употреблении" может до некоторой степени служить критерием подлинности и выявленности, оформленности желания. Теперь необходимо сказать несколько слов о некоторых возможных классификациях желаний – в качестве приблизительного путеводителя по Саду. Надеемся, что читатель избежит соблазна обязательного отнесения своих "цветов и птиц" к тому или иному "роду и виду" – предлагаемые классификации имеют исключительно эвристическое значение, то есть могут направить ваше внимание в ту или иную сторону. Если у вас "все не так" – это прекрасно, если что-то "ложится в схему" – тоже замечательно. Восточная метафора говорит, что в человеке есть "червь", "овца" и "собственно человек". Приблизительно (но лишь очень приблизительно – в этом и сила метафоры) это соответствует телесной, эмоциональной и интеллектуальной сферам. Соответственно можно говорить о желаниях "червя", желаниях "овцы" и желаниях "собственно человека". Фрейд занимался преимущественно желаниями "червя" и пытался свести к ним все остальные. Адлер, К.Хорни и многие другие подчеркивали желания "овцы" и связанные с ними проблемы. Желания "собственно человека" очень ярко выявлены у В.Франкла ("Человек в поисках смысла"); к "собственно человеческим" относятся, например, эстетические желания. Что касается желаний "червя", то здесь полезно существующее в некоторых школах христианства различение "тела" и "плоти". Желания тела просты и естественны; ярким образцом может служить жажда в жаркий летний день. Некоторое внимание и психологическая культура помогут отличить от них желания плоти – часто запутанные, "закрученные", смешанные с желаниями "овцы" и "человека". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|