Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
По отношению к фигуре, вызывающей интерес, осуществляются три такта жизнедеятельности организма. Сначала восприятие, в котором появляется, выступает из фона эта фигура. Затем действование (не путать с деятельностью, позже у нас будет речь о различии между ними), когда организм добывает то, что его интересует, и затем консуммация или ассимиляция. Удобным примером здесь может быть ситуация обезьяны в опытах Кёлера: на фазе восприятия она видит банан, и он ее "интересует" ("Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил); затем она действует, добывая его, и затем "консуммирует" – съедает. После этого контакт организма со средой прекращается, организм "уходит в себя", пока новый интерес или новая потребность не активирует его снова, и тогда весь цикл снова повторяется. Впрочем, уже здесь необходимо сказать, что особенностью этой схемы является то, что никакой интроекции (и прочих невротических механизмов) на ней самой возникнуть не может. Сам Перлз говорит о невротических механизмах как о "прерывании" цикла жизнедеятельности организма, и в качестве "виновника" этого прерывания в случае интроекции называет "мнения авторитетов". Это "прерывание" можно теоретически описать как другой цикл – цикл коммуникации. Мы уже говорили (в лекции о трех эго-состояниях по Берну) о представлениях Поршнева: в основе человеческой психики лежит как раз такое прерывание, интердикция (а потом суггестия), вырывающая организм из его текущей жизнедеятельности и переводящая в режим коммуникации. Сейчас нам необходимо описать коммуникацию как цикл, заканчивающийся (поскольку имеется и такая возможность) возвращением индивида к исходной жизнедеятельности. Этот цикл также содержит три фазы: (1) обращение Адресанта коммуникации и отклик Адресата, (2) само коммуникативное взаимодействие (можно, несколько расширяя понятие Берна, назвать его трансакцией) и (3) возвращение в исходную ситуацию, что требует гомогенизации, приведения в соответствие содержания коммуникации и исходной среды. Вот простой пример. Представьте себе, что вы идете с рюкзаком по пересеченной местности. Вот вы дошли до какой-то развилки, откуда не видно, куда дальше идти. Вы "выходите из среды", то есть снимаете рюкзак, садитесь, вынимаете карту и начинаете ее разглядывать. В терминах схемы это значит, что вы осуществляете первую фазу коммуникации: обращаетесь к составителю карты за информацией. Вы "читаете" карту, то есть осуществляете саму коммуникацию. Но затем вам нужно то, что нарисовано на карте, соотнести с тем, что вы реально видите в своей среде; это и есть "гомогенизация", вы делаете однородным свое понимание значков карты и свое видение местности: "Вот этот ручеек на карте, – говорите или думаете вы, – вот он, течет слева. Отмеченная на карте гора – вот там, справа, а за ней должна быть деревня, хотя отсюда ее не видно". Когда мы сопоставили то, что есть на карте, с тем, что мы видим вокруг себя, то есть осуществили гомогенизацию, у нас появляется новое представление о местности, обогащенное теми сведениями, которые мы получили, прочтя карту. Таков нормальный, завершенный цикл коммуникации. Теперь мы можем принять "информированное решение" относительно того, куда дальше идти. Эта метафора хороша тем, что соответствует знаменитой фразе из "общей семантики" Кожибского, которая входит в "джентльменский набор" едва ли не каждого современного психолога: "Карта – это не местность (a map is not a territory)" [5]. Интроекцией с точки зрения этой схемы можно назвать сбой в осуществлении третьей фазы коммуникации гомогенизации; Допустим, в описании маршрута сказано, что на какой-то развилке нужно выбрать правую тропинку. И на первой же развилке, не задумываясь, та это развилка или не та, не пытаясь сообразить на местности, куда ему вообще нужно, человек сворачивает направо. 3 Если идею несоответствия карты и местности просмотреть на схеме жизни организма-в-среде, – мы получим полезную классификацию разновидностей интроекции. Прежде всего, как мы уже говорили, на фазе восприятия может быть фальсифицирована фигура. Человек не видит платья на короле, но ведет себя так, как будто видит. На той же фазе восприятия может быть фальсифицирован интерес. Он может быть фальсифицирован в обе, так сказать, стороны: может имитироваться интерес, которого нет, и наоборот, вытесняться интерес, который есть. Здесь можно вспомнить формулу, которую иная школьница слышит чуть ли не каждый день: "Не думай о мальчиках, займись тригонометрией". Решать задачи ей неинтересно, но надо имитировать интерес; думать о мальчиках ей интересно, но надо этот интерес подавить. У Перлза есть очень тонкое и точное описание феномена скуки – замутненного восприятия. Перлз объясняет это состояние запрещением себе интереса к тому, что интересно, и попыткой насильно вызвать интерес к тому, что неинтересно. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|