Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Психотехника экзистенциального выбора
--------------------------------------------------------------------------------
Михаил Папуш ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 -------------------------------------------------------------------------------- О чем эта книга: Экзистенциальная психотехника, Фриц Перлз и Эрик Берн Цикл первый BASICS: ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ Глава 1. СОЗНАВАНИЕ: AWARENESS И GESTALT Глава 2. ПОСТАНОВКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ КАК МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ СОЗНАНИЯ Глава 3. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (на примере темы "Событие") Глава 4. РАБОТА С ЛОЖЬЮ Глава 5. РАБОТА С ПРИВЫЧКАМИ (вторая тема практикума) Глава 6. РАБОТА С ОБЯЗАННОСТЯМИ (третья тема практикума) Глава 7. САД ЖЕЛАНИЙ (четвертая тема практикума) Глава 8. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ Глава 9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ Приложение. Методические таблицы к практикуму Цикл второй ВВЕДЕНИЕ В КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ И КОММУНИКАТИВНУЮ ТЕРАПИЮ Глава 1. ОТ ПУСТОГО СТУЛА К КРУГЛОМУ СТОЛУ (работа с субличностями в ГТ) Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В КОММУНИКАТИВНУЮ ТЕРАПИЮ Глава 3. РЕБЕНОК, РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ: элементы теории коммуникативного подхода Цикл третий НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ: ПРОСТЫЕ ЛЕКЦИИ И НЕПРОСТЫЕ КОММЕНТАРИИ Рrе- Часть 1. ИНТРОЕКЦИЯ 3-1-1. Интроекция: простая лекция 3-1-2. Интроекция и отчуждение (непростой комментарий) 3-1-3. Простая лекция об экзистенциальном выборе 3-1-4. Интроекция и предметность: комментарий 2 (очень непростой) 3-1-5. Модальный аспект интроекции, структура эго и воля: комментарий 3 (еще более непростой) Часть 2. СЛИЯНИЕ (Confluence) 3-2-1. Простая лекция о слиянии Комментарии: несколько лекций о различных формах слияния 3-2-2. Слияние и сценарии 3-2-3. Слияние и социализация 3-2-4. Эмпатия, сценарии и слияние 3-2-5. Общивдание автора Часть 3. РЕТРОФЛЕКСИЯ И ИГРЫ-ПО-БЕРНУ 3-3-1. Простая лекция о ретрофлексии 3-3-2. К новой теории и терапии берновских игр Примечания "Сегодня человек особенно остро чувствует противоречие между колоссальным технологическим прогрессом и своей явной внутренней неполноценностью... Эту центральную проблему может разрешить формирование новой элиты, скрытым нравственно-духовным качествам которой еще только предстоит развиваться... Вот почему человек испытывает все более настоятельную потребность начать внутреннюю революцию, найти новые источники духовной (moral) энергии". (Б. Муравьев. Гнозис, т.1, К.,1998, с.247-248) "Выбрать себя самого значит воистину и сознательно взять на себя ответственность за всякое свое дело и слово". (Киркегор. Наслаждение и долг. К.,1994, с.305) "...способ жизни, в котором одним из важнейших качеств является благородное изящество. Это подразумевает изящество движений, изящество моментов одиночества и совместности. Это означает благородство речи и превращение каждого часа в произведение искусства. Это означает внешность и поведение, которые делают каждый год лучше, чем предыдущий. И, наконец, это означает, что вся жизнь, с ее дружбой и враждой, интимностью и ссорами, комедиями и трагедиями, дает по меньшей мере возможность завершения в охватывающих ее цельности и благородстве". (Э. Берн. Секс в человеческой любви. М.,1990, с.15) О ЧЕМ ЭТА КНИГА: Экзистенциальная психотехника, Фриц Перлз и Эрик Берн 1 Все хотят хорошо жить. Этому можно научиться. Точно так же, как каждый, – в принципе, – может научиться хорошо играть на фортепиано. Ну, может быть, не как Рихтер, – но хорошо. Неспособных учеников не бывает. Но, как это ни странно, из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет "хоть как-нибудь". Это не только про фортепиано. Это про жизнь. Или жизнь проще игры на фортепиано? Впрочем, есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию "Чижика-пыжика" и "Собачьего вальса", оставляя "Танец маленьких лебедей" в области недосягаемой мечты о "высоком". Многие ли хотят хорошо жить, – если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось? Вкус к жизни – принадлежность психики. Психика это то, чем мы соприкасаемся с жизнью и постигаем ее на вкус. Или (можно и так сказать, попробуйте): мы – это то, чем психика соприкасается с внешней жизнью, такой, какой мы ее устраиваем. Психо-техникой (от греческого "тэхне" искусство, мастерство, умение) мы будем называть искусство обращения с психикой. Психика дана каждому из нас прежде всего в себе самом, хотя на самом деле психика "на людей не делится" или, вернее, делится не так, как тела, паспорта и шляпы. Но вот уж что точно является личной принадлежностью – так это тэхне, искусность. Попробуйте представить себе Олега Ефремова с актерской "техникой" Смоктуновского! Технику как индивидуальное, личное умение я противопоставляю технологии как описанию отчужденного от человека режима обработки тех или иных болванок (или болванов) для получения заранее заданных результатов. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|