Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
(Это можно назвать "психотехнической позицией": вы вспоминаете не для того, чтобы лишний раз себя поругать, а ради психологической работы над собой; оценка здесь совершенно неуместна.)
2. Теперь постарайтесь вспомнить, как вы себя чувствовали, когда говорили правду и когда лгали? Постарайтесь не отделываться общими словами вроде "нормально", "неудобно", а подробно припомнить эмоциональное состояние, физические проявления (скованность мышц шеи, плеч, спины, "сосет" под ложечкой, что-то характерное происходит с лицом – покраснел, меняется выражение, что-то с глазами). Поначалу такие наблюдения могут показаться трудными; их очень полезно практиковать, со временем они будут становиться все более точными и подробными и окажут значительную (иногда – решающую) помощь в работе над собой. Теперь, когда мы выполнили первое упражнение, проделали такое сопоставление (лучше всего – письменно), можно попробовать познакомиться с собственной "стилистикой лжи" более подробно. Для этого нужно вспомнить и описать ряд ситуаций (напоминаем – тех, которые не вызывают у вас сомнений в том, что это именно ситуации лжи). Вспомните два-три случая за последнее время; два-три наиболее ярких случая в вашей жизни; может быть, вам удастся вспомнить первый или два-три первых случая, когда вы солгали. Не поленитесь описать эти случаи с той или иной степенью подробности (может быть тоже письменно, или вслух перед магнитофоном, или партнеру, с которым вы договоритесь вместе работать над этой темой). Напомним еще раз, что все это делается не с целью морального самобичевания, а ради реальной работы; оценку здесь должен заменить искренний интерес к собственной жизни. Древние говорили, что "наука начинается с удивления"; под наукой при этом имелась в виду способность и возможность чему-нибудь научиться. Перлз говорил, что научение – это обнаружение того, что нечто возможно; продолжая эту мысль, можно сказать, что удивление – это обнаружение того, что в данной ситуации возможно нечто иное, чем происходило всегда. Способность удивиться и заинтересоваться, "как именно я живу, как именно я делаю то или иное" – главный залог успеха Работы. Можно сказать об этом еще и так. Человек всегда поступает наилучшим образом, какой только он может представить себе в данной ситуации. Может быть извне, или "задним умом" видно, что были возможны и другие способы поведения; но в тот момент человек, по-видимому, их не видел. Так что для психологической работы нам нужно постараться понять, как мы видели ситуацию тогда. А дальше, – но не торопитесь с этим, всему свое время, – можно посмотреть, чем нужно "оснастить" себя, чтобы еще лучше справляться со своими трудностями. Итак, мы набрали около десятка определенных случаев собственной "внешней" лжи. Сформулируем несколько вопросов, которые помогут нам обобщить наши наблюдения. 3.1. Находите ли вы в этих ситуациях что-то общее? Может быть, не во всех, а получаются определенные группы? Может быть, вам удастся, – если не сразу, то постепенно, по мере продвижения нашей работы, – обнаружить определенный "стилистический рисунок" (или рисунки, если групп несколько) вашего поведения в определенных типичных ситуациях? 3.2. Не складываются ли группы посредством "цепочки лжи" – нужно придумывать новую ложь, чтобы оправдать старую, и вот уже разворачивается целая "история" занимающая определенное место в вашей жизни? Или нужно поддерживать тот "имидж", который был заявлен, а для этого нет реальных возможностей, и приходится "накручивать" целую систему сложного поведения, чувствуя себя Штирлицем в тылу врага? 3.3. Может быть, для определенных типичных ситуаций вы сможете подметить в себе, наряду с определенным типичным поведением, и определенные типичные состояния – эмоциональные, психофизические и пр.? Может быть, у вас даже возникает иногда ощущение, что "это" – сильнее "меня", что-то вроде чувства "опять я в это влип"? Теперь нам нужно развернуть также и просмотр альтернативных способов поведения. 4.1. По поводу каждого из случаев, или по поводу типичных ситуаций подумайте, есть ли в них другой выход с вашей теперешней точки зрения? Как бы вы – теперешний – сейчас поступили? Как бы вы поступили, если бы были увереннее в себе, спокойнее, сильнее, находчивее, богаче, красивее и пр.? 4.2. Как вы самому себе объясняли, оправдывали ложь? Может быть, у вас вообще сложились представления, в каких случаях лгать можно и даже нужно, а в каких – неизбежно? Может быть, вы сами даже не вполне согласны с этими своими "мнениями", но все же практически им следуете? Напомним, что мы берем только совершенно бесспорные – для нас самих – случаи. Возможно, что после нашего анализа число бесспорных случаев увеличилось, а сомнительных – уменьшилось. Попробуйте с точки зрения тех же и других подобных вопросов рассмотреть какой-нибудь сомнительный для вас случай ("можно ли это называть ложью?") – не с целью дать определение, а с целью лучше понять ситуацию. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|