Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

Похожи психологически, биоэнергетически, поведенчески и во многих других отношениях.

Так что мы вполне можем воспользоваться, в заключение этой главы, прекрасными лозунгами, которыми снабдила нас наша замечательная культура:

"Пьянству – бой!

"Ударим автопробегом по бездорожью!"


>


--------------------------------------------------------------------------------


Глава 9
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ [1]
Дорога к свободе лежит через смех,
и пока человек не научится этому,
он будет оставаться порабощенным.

(Э.Берн. Секс в человеческой любви)

1
Я попробую рассказать о некоторых идеях, лежащих в основе организации работы в нашей Мастерской.

Как известно, "Р-работа" (с большой буквы и с двумя "р") обязательно должна включать три компонента. Поскольку, по словам Апостола, "есть человек физический, человек психический и человек пневматический", – все три нуждаются в заботе. Но мы здесь занимаемся только психологической подготовкой [2]. Поэтому у нас – не "Школа" в эзотерическом смысле слова. У нас здесь – подготовительная группа детского сада. И, соответственно этому, совершенно другая, чем должна была бы быть в Школе, организационная структура. Может быть, кто-нибудь из нас когда-нибудь сподобится быть причастным какой-нибудь Школе, может быть, кто-то уже причастен, но это дело особое. Это не то, что происходит здесь.

Задача нашей работы состоит прежде всего в том, чтобы участники Мастерской – на самых различных уровнях, от начинающего клиента до обученного помощника, – психологически вставали на свои ноги и оставались стоящими на своих ногах. На ноги встают не все скопом, а каждая и каждый в отдельности. Соответственно, у кого какие ноги, тот на те и встанет. Тут, так сказать, не убавишь и не прибавишь. Поэтому у нас нет возможности "померить", кто чего достиг. Есть смутное ощущение, что некоторые из нас обретают этот вкус, и тогда мы все на мгновение чувствуем: человек ползал-ползал, а потом вдруг взял и поднялся, стоит на собственных лапах.

Но никакая работа не существует без обеспечивающей ее организации. То, что мы понимаем под Работой, в особенности психотехнической, устроено таким образом, что кто-то, именуемый "Я САМ", должен работать над кем-то, именуемым "Я САМ", и нужно, чтобы это не замкнулось в цирковой номер, как в известной "борьбе нанайских мальчиков", когда выбегают на сцену два маленьких человечка и долго-долго борются, а потом оказывается, что это один человек – он поднимается, и все видят, что он – один, здоровенный такой мужик.

Значит, если Я САМ должен быть работающим, и Я САМ должен быть предметом этой работы, то между нами должно быть что-то очень реальное, – не менее реальное, чем эти МЫ САМИ, желательно даже более реальное. И оно должно быть каким-то образом организовано: хорошие вещи, которые мы имеем и даже иногда умеем, должны быть так организованы, чтобы они у нас (или мы у них, как посмотреть), были в доступе.

2
Та Работа, о которой идет речь, в наших условиях оптимально может осуществляться в группе. Причем группа эта должна быть разновозрастной, в смысле разной степени продвинутости. В отличие от стандартных современных вузовских систем обучения, Работа не организуется по принципу однородных классов или курсов.

Обычный Вуз устроен как технологическая линия. На вход подают болванку или болвана, и по мере продвижения его по учебному конвейеру его оболванивают дальше специфически заданным образом: такие-то лекции, такие-то семинары, такие-то экзамены. Предполагается, что на выходе с этого конвейера он "обучен".

Такое обучение неизбежно рассчитано на средний уровень – не на "звезд" и не на отстающих. "Звезды" и отстающие оказываются плохо и негармонично вовлеченными в процесс. А поскольку всякий нормальный ученик непременно более или менее "звезда", а также – в какие-то моменты и в каких-то отношениях – более или менее отстающий, а "средние обучаемые" – это фикция, то в общем добро-совестливым девочкам и мальчикам остается только один выход – изображая собой хорошую девочку или хорошего мальчика, попытаться пристроится к этому среднему.

Это, конечно, хороший экзамен на социабельность, и тот, кто этого не может в соответствующем возрасте, чаще всего оказывается слабым во многих других отношениях. Такое вот прокатывание болванки в социальную проволоку очень полезно для социальной устойчивости. Кто выдержал, тот сдал некий социальный экзамен. Но к реальному образованию человека это имеет весьма отдаленное отношение. Вместо "человека" образуется личина или "личинка" (У Гурджиева это называется "ложной личностью").

Когда я учился в институте им. Гнесиных, там как раз появились разные "новые веяния", и эту идею довели до полноты идиотизма. Была создана кафедра методики и оптимизации обучения, и ей была поставлена задача создать "модель специалиста" (потребного "народному хозяйству") и под эту модель организовать процесс обучения – обучения музыкантов! К счастью, задача оказалась невыполнимой, и скоро о ней забыли.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149