Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

Удивительно, что в случаях артистической фальши Фриц Перлз говаривал своим клиентам и клиенткам буквально так же, как Станиславский: "Не верю!" А когда клиент не притворяется, а действительно переживает то, что произносит, у всех присутствующих возникает вполне определенное чувство подлинности происходящего.

В результате успешной терапии отношения клиента с реальными родителями и другими близкими, как правило, сильно изменяются в лучшую сторону, но это уже другой разговор.

См. Г. Маркузе. Одномерный человек. М., 1997.
2-3

"Игры, в которые...". Я немного редактирую опубликованный перевод, в частности возвращаю на место важный берновский термин "эго-состояния", который переводчики ухитрились заменить.

Довольно представительный обзор см. в хрестоматии "Пути за пределы эго", М., 1996.

Здесь Поршнев делал кивок в сторону Энгельса, что мол-де "труд создал человека", но тут же пояснял, что человеческий труд отличается от сколь угодно сложных инстинктивных действий животных как раз участием речи.

Если основную книгу Б. Ф. Поршнева "О происхождении человека " (М., 1970), содержащую замечательные прозрения наряду с описанием коммуникативных отношений с собственной собакой Жучкой, одолеть, мягко скажем, нелегко, то его статью в сб. "Психология и история" (М., 1967), где сжато, ярко и характерно путано представлена гениальная поршневская интуиция, я очень рекомендую, вне зависимости от моего использования его идей для реконструкции трансакционной схематики.

Имеется в виду, что структурные элементы личности (или эго-состояния), которые мы, следуя берновской традиции, записываем с большой буквы, появляются при интериоризации определенной внешней суггестивной ситуации.

Ср. рассуждение Л. С. Выготского о превращении инстинктивного движения ребенка в жест.

Эти несколько странно звучащие термины призваны подчеркнуть, что речь пока идет не об эго-состояниях (к ним мы сможем подойти значительно позже), а всего лишь о позициях в единичной трансакции. "Послушат", например, это еще не Адаптивный Ребенок.

Дальше мы увидим, что эта формулировка включает то, что в теории коммуникации называется "маневром" – назначение Адресанту и Адресату соответствующих ролей.

Haley, J. Strategies of Psychotherapy, 1963.

Поршнев полагает, что это и буквально, нейрофизиологически "другое место" мозга.

Да простят мне замечательные, вовсе не столь примитивные, звери это огрубление.

Эта типологическая возможность – забегание вперед, к теме Взрослого. Помните евангельскую притчу о сыновьях, один из которых в ответ на приказание отца согласился пойти на поле и не пошел, а другой не согласился, а потом пошел? Кто из них – послушный сын? Тот, кто принимает "интроект" (в смысле Перлза) и не следует ему (хотя бы уже потому, что интроект – ввиду отсутствия сформированного гештальта – невозможно реализовать), или тот, кто принимает не интроект, а тему для размышления, и по зрелом размышлении выполняет то, что следует ? – Только Взрослый может быть хорошим Сыном, утверждает Евангелие.

"Непуганного идиота", в терминах Стругацких.

Здесь нет возможности вводить это понятие детально, придется довольствоваться тем приблизительным пониманием, которое, – я надеюсь, – может сложиться из приводимого дальше примера.

Понятия семантики и прагматики как измерений "семиозиса", то есть процесса общения при помощи знаков, принадлежат основоположнику бихевиоральной семиотики Ч. Моррису. См., например, "Основы, теории знаков".

Здесь, наверное, нелишне напомнить, что эти термины имеют специфическое теоретическое содержание, которое совершенно не касается, например, возраста партнеров по коммуникации. Хороший воспитатель как раз отличается умением использовать каждую возможность обратиться к Взрослому в своих питомцах; для этого он сам должен располагать большими "запасами" Взрослости.

См., например, Фишер и Юри. Переговоры без поражения.

На эту ловушку "гуманистической" психотерапии обращал внимание В. Франкл.

Подробнее см. в лекции об экзистенциальном выборе.

Подробнее в комментариях по поводу интроекции.
3-0

–амбула, –людия, –дисловие... (ненужное подчеркнуть).

Если кто не догадался, так это аллюзия на любимый Перлзом пример стада пасущихся оленей, которые демонстрируют принцип "FIRST THINGS FIRST", прекращая поедать траву и пускаясь в бегство, заслышав рык льва. В отличие от оленя, мальчик из известного рассказа будет стоять на посту, на который его поставили вроде бы "по игре", пока его не снимет с поста человек, имеющий на это право, – хоть до полного посинения. И в этом суть человеческого поведения в отличие от антилопьего.

Есть основания предполагать, что Перлз не очень внимательно прочел (если вообще прочел) толстый том эго – рассуждений Гудмена, вошедший как вторая часть в коллективную книгу "Гешталъттерапия" (1951 г.). Во всяком случае, никаких видимых следов в его последующей деятельности эта теория не оставила.

Ср.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149