Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
Сейчас мы можем освоить некоторые формы групповой работы практически. Взрослый, о котором только что шла речь, может получить от группы значительную поддержку.
Формально это выглядит так, что человек, взявшийся за работу над привычкой, может договориться с кем-то из членов группы (или со мной) о том, что будет регулярно – например, ежедневно – рассказывать о том, как движется его работа. Что ему удалось, что не удалось, какие возникли трудности и т.д. Очень важно, чтобы "помощник" не начал выступать в функции Родителя, иначе он рискует вызвать на себя перенос значительной доли контр-суггестии ("С чего это я тебе должна бросать курить?!"), что очень испортит дело. Мы с вами уже начали осваивать психотерапевтическую коммуникацию, где такая расстановка сил исключена. Последите за этим и в данном случае. Речь идет исключительно о так называемом "честном свидетеле": помощнику должно быть все равно, какие решения принимает работающий; это не дело помощника. Его дело "при сем присутствовать" и возвращать работающему объективный взгляд на ситуацию. Помощник нужен не для того, чтобы работающий не уклонялся от Работы, а для того, чтобы он не уклонялся от объективного видения того, что происходит. Кроме того, таким коллективным "помощником" может стать вся группа, если мы регулярно на наших встречах будем рассказывать друг другу, как идет работа. Для тех, кто слушает, это прекрасная возможность практиковать "бескорыстный интерес". 5 Последняя тема, которой мы займемся, – это наработка желательных, "хороших" привычек. У каждого из нас, наверное, есть две-три "намечтанные" привычки: хорошо бы приучить себя к тому и к сему. Можно начать также с обсуждения этого в парах. Все слои, о которых я вам говорил на первом занятии, – фабула, контекст, внутренняя жизнь и значение этой темы для человека, – все эти слои в той или иной степени важны и здесь. В теме желательных привычек особенно интересен третий слой, то есть нужно выяснить, зачем, почему и каким образом человек этого хочет: то ли ему "пама и мапа" объяснили, что хорошие мальчики и девочки имеют такие привычки (а ты – нет!), то ли еще как-нибудь. Что ему от этого надо и чем это ему "намазано"? (Подробнее мы это будем рассматривать в теме "желания".) И затем, конечно, интересно выяснить, что этому противостоит. Потому что наверняка же что-нибудь противостоит, раз человек затрудняется установить такую привычку. Здесь можно отметить интересный момент. Когда мы говорим о борьбе с "дурными" привычками и о трудности выработки "хороших", – мы можем почувствовать некоторый "градиент", некоторый, так сказать, "наклон" относительно какой-то силы, которая влечет нас в определенную сторону, и нам нужно делать усилие, чтобы двигаться в другую Наверное, все знают пословицу: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу". В этой последовательности привычка занимает вполне определенное место. Попробуйте поразмышлять над этим, задаться вопросом, какой реальный психологический смысл имеет эта метафора: "посеешь – пожнешь". Только попробуйте не фантазировать в теоретическом аухе, а исходить из собственного реального опыта и из наблюдения за своими ближними. В этой теме может быть полезен еще один небольшой фрагмент теории. Лучше всего это рассказать по Роджерсу. То, как человек реально живет, как правило доступно только внешнему наблюдению: обычный человек большую часть жизни по тем или иным причинам старается многого про себя не замечать. С другой стороны, у человека обычно есть некий "идеал себя", то есть то, каким он хотел бы себя видеть. Это нечто недостижимое, но есть мощные силы, которые заставляет нас к этому стремиться. Где-то между тем и другим находится так называемый "образ себя". Это компромисс: с одной стороны это то, что я себе позволяю увидеть в своей реальности (а то, чего я себе увидеть не позволяю, собирается в "тень", как называл это К.Юнг). С другой стороны, "образ себя" – это то, чего мне удалось достичь из своего идеала. Как правило, те "хорошие" аспекты личности, которые не задействованы в идеале, не отмечаются и в образе себя, не замечаются. Образ себя пристрастен, и в своей пристрастности он детерминирован тем, каким бы человеку хотелось себя видеть. Желательные привычки имеют отношение к верхнему краю, к идеалу. Так что интересно, конечно, расспросить человека, зачем ему такая привычка, как бы он жил, если бы у него это было, что изменилось бы в его жизни, если бы у него это было? Теперь я предложу вам, как и в предыдущем разделе, методическую схему "постановки" желательной привычки. Она несколько отличается от схемы работы с "вредной" привычкой, прежде всего тем, что там есть реальный опыт того поведения, о котором идет речь, а здесь может не быть. (Если такой опыт есть, это можно рассматривать как реализацию начальной части предложенной схемы.) 1) Проект. Кроме полного и по возможности конкретного описания желательного поведения здесь должна еще столь же точно быть описана ситуация, в которой оно уместно. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|