Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
В отличие от этого всякий реальный образовательный организм, – я намеренно употребляю эти слова, это обязательно должен быть организм, то есть нечто живое, – должен иметь своей задачей образование людей. В особенности это важно в нашем деле, деле обучения психотехнике (да и вообще в творческих профессиях, где болваны и болванки неуместны). "Образование", – то есть развитие в специально созданных обучающих условиях, – для различных участников процесса происходит в различных, заранее непредсказуемых, сугубо индивидуальных темпах и ритмах. Их никак формально не разобьешь по каким-то периодам и семестрам. Соответственно, испокон века и доныне в тех профессиях, где неуместны люди "общего покроя", обучение организовано по типу "мастерских". Примером могут быть известные нам художественные Вузы. Наша Мастерская имеет одну особенность, которая в определенном отношении ставит ее в еще более выгодное положение, хотя имеет свою, – и немалую, – цену. А именно: мы не берем ни перед кем никаких учебно-социальных (тем более – фиксированных во времени) обязательств, мы не должны гнать никого ни под какие дипломы. Если кому-нибудь нужно, я всегда подпишу какой-нибудь сертификат, что-де человек в чем-то участвовал, что-то "прошел". Но у нас нет обязательств за определенное время вырастить определенный урожай кукурузы... – извините, психотерапевтов. Но это и расхолаживает. В обычном Вузе обещанная возможность получить диплом вызывает социальное желание стараться. Но и цена этому старанью будет социальная, а не внутренняя. Так что с одной стороны отсутствие "морковки", которая висит перед осликом и за которой он бежит все 5 или 6 вузовских лет, – это социальный минус, а с другой, – это выявляет, кто чего хочет (и может) на самом деле. У нас все двигаются в тех реальных темпах, в которых двигаются, и нет возможности для массового обмана, которым являются обычные вузовские курсы. Потому что вузовский курс надо пройти, – так или иначе. И поскольку, как правило, обстоятельства почему-то не складываются, чтобы пройти их "так", то их проходят "иначе". А следующий курс основан на прохождении предыдущего, и поскольку предыдущий пройден не "так", а "иначе", то основываться не на чем, и оказывается, что все это здание построено на совершеннейшем песке. Мы, еще раз скажу, имеем то преимущество, что здесь собираются люди, которым это лично нужно, и, не имея общеобязательных курсов, мы не имеем необходимости "проходить" что бы то ни было "иначе", а не "так". Поскольку в любом деле, – а в нашем, в деле Работы над собой, особенно, – пройти можно только "так", а "иначе" не пройдешь. Но чтобы все это было у нас возможно, каждое наше занятие должно быть в идеале организовано таким образом, чтобы для всех участников самых разных уровней было что "съесть". Кстати, и в этом мы имеем преимущество перед обычной системой – преимущество быстрой и очень реальной обратной связи: если людям на двух-трех занятиях подряд "нечего есть", они перестают приходить, и мы вынуждены сразу и быстро вносить коррективы Такая многоуровневая "адресованность" достигается одним единственным, – чего, однако, трудно добиться в обычном социально и экономически ангажированном Вузе, – это достигается тогда и в той мере, в какой каждое наше занятие является реально живым. Потому что когда что-то происходит на самом деле, все, кто присутствует, как-то к этому подключаются (а кто не подключается, потому ли, что не умеет, или потому, что не хочет, – скоро уходит). Человек на уровне почти уже профессионализированного психотерапевта понимает это одним образом (например, со стороны своей последней излюбленной теории); человек, который только что пришел, может быть почти ничего не понимает умом, но понимает душой, что что-то произошло на самом деле, и приобретает опыт того, что это возможно. И каждый, на своем уровне между этими краями, понимает что-то свое. Когда происходит работа с кем-то в "горячем стуле" (если она действительно Работа), каждый в работающем узнает что-то свое: поскольку психика действительно "на людей не делится", то каждый работающий в той или иной мере является репрезентацией всех нас. 3 Формы нашей работы можно условно распределить по трем "китам". Одним из них является, как уже упоминалось, индивидуальная работа с участниками мастерской как с клиентами. Этот "кит" имеет две разновидности: индивидуальная сессия и "горячий стул" на группе. Работу с клиентом в "горячем стуле" на группе (в том виде, в каком я ее знаю и использую) интенсивно практиковал Фриц Перлз, и я до сих пор считаю, что работа в качестве клиента в "горячем стуле" и присутствие при такой работе – основная форма как обучения, так и Работы. Вместе с тем, она не заменяет индивидуальной сессии. То, что происходит между терапевтом и клиентом тет-а-тет – это все-таки не совсем то, что может произойти на группе. На группе почти всегда больше ответственности за работу, больше энергии, поэтому нередко появляются значительные инсайты и т.д. Однако, работая на группе, терапевт обязательно должен иметь в виду не только то, что нужно клиенту, но и общие запросы и задачи группы. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|