Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
Мы увидим в дальнейшем, насколько необходимым и определяющим является это представление.
2 Второй блок – желательное состояние; клиенту здесь нужно ответить на вопрос "как бы ты хотел(а)". Этому блоку уделяется некоторое внимание в терапиях бихевиорального типа, и вслед за ними – в нейролингвистическом программировании (НЛП); например, такая главка есть в книге Лесли Кэмерон-Бэндлер "С тех пор они жили счастливо" ("Solutions") [4]. Но, в отличие от общепринятого подхода, я хочу еще раз подчеркнуть реальную необычность, нетривиальность этого вопроса. Как правило, сначала клиент на него будет вам отвечать просто формальным повторением чего-нибудь из первого блока с добавлением "не". Приходится специально договариваться с ним, что здесь требуется нечто иное. Нужно получить позитивное и содержательное описание такого поведения в определенной ситуации, при котором клиент чувствовал бы себя комфортно, уместно, приятно, осмысленно и т.д. Это заставляет и терапевта, и клиента совершенно по-новому рассмотреть ситуацию. Важно, чтобы описание клиента по возможности опиралось на какой-то его реальный опыт. Может быть, не в этой ситуации, а в каких-нибудь других. Это может быть даже не собственный опыт (хотя это менее удачный случай); тогда надо какими-то переходами "привязаться" к собственному. В конце концов, в худшем случае можно пред-конструировать новое состояние и "пристроиться" к нему. Но помимо позитивно-эмпирического, "экспериентального" есть еще системный аспект, и он не менее важен. По сути, во втором блоке должен быть описан системный переход от старого состояния к новому, причем такой, чтобы все элементы старого состояния нашли свое место в новом. Непонимание этой системной закономерности составляет тормоз в решении более чем половины проблем. Вот простой пример. Достаточно часто клиенты (а особенно клиентки) жалуются на "стеснительность". Вот-де "сижу я на группе, хочу что-то сказать, но стесняюсь; начинаю по этому поводу нервничать, мне становится неудобно, неуютно, не знаю, то ли мне сказать, то ли не сказать". – "А как бы ты хотела?" – Если клиентка достаточно наивна, она может ответить: "Ну, я хотела бы не стесняться". – Я ее тогда спрашиваю: "Так что, ты хотела бы в любой момент прерывать любой процесс и прямо вот так говорить, что тебе в голову пришло?" Тут она останавливается, говорит: "Нет, не так". – А как? Выясняется, естественно, что эта ее "стеснительность" выполняет, – неадекватным образом и неудобно для клиентки, с излишествами и помехами, – но худо-бедно выполняет функцию контроля, то есть не дает ей "дать крен в другую сторону", например, встревать со своими замечаниями все время и не по делу. Так что в описание желательного состояния нужно как минимум включить умение определять, уместно ли в некий определенный момент выносить на общее обсуждение то, что клиентке в этот момент пришло в голову Кроме того – это еще один элемент ситуации – нужно найти адекватные формы вхождения со своей репликой в групповой процесс. Это я беру формальный минимум, а здесь часто фигурируют еще и сложные темы самооценки, боязни и одновременно запроса оценки группы, и многое другое. Но прежде, чем можно будет дойти до таких тем, нужно описать тот формальный структурный минимум, о котором я сейчас говорю. Оказывается, само это описание довольно сложно. Пока клиентка представляет себе ситуацию просто как "я стесняюсь, а хотела бы не стесняться", – это тупик, с которым нечего делать ни ей, ни терапевту. Пройди она хоть десять "тренингов уверенности", – если она не позаботилась о выполнении функции контроля, она так и будет осуществлять маятниковое колебание между стеснительностью и неуместным нахальством, и в обоих случаях чувствовать себя "неадекватной". Но представим себе, что все это мы учли, обеспечили клиентке контроль в смысле умения определить, когда стоит входить в групповой процесс со своими соображениями, а когда не стоит (и она даже, – мечта гештальттерапевта! – согласилась принимать на себя за это ответственность); мы даже позаботились об изяществе и уместности форм ее "выступлений". Но, помня о принципе системности, я еще обязательно ее спрошу: "А стеснительность-то ты куда денешь? Посмотри на нее, прочувствуй. Вот ты ее изгонишь; как она себя чувствует? И как ты себя чувствуешь по этому поводу? Не лишилась ли ты чего-нибудь?" Ведь может оказаться, к примеру, что с этой самой стеснительностью связан определенней образ себя – такой, например, какой ее любила мама. Если мы лишим клиентку ее стеснительности и даже научим более или менее адекватно вести себя в группе, то она теперь будет вести себя не как "любимая дочка своей мамы", а как неизвестно кто. Кто она теперь? Хотела ли она так? Может быть – да, а может быть и нет. Из этого видно, в частности, что одна из специальных задач второго блока состоит в том, чтобы проверить новый, желательный паттерн поведения на соответствие "образу себя". При этом нужно учитывать как "идеологию" клиента (даже если она до некоторой степени надуманна или некритически заимствована, – "интроецирована", – это пока реальный фактор в его жизни), так и тот "образ себя", который в его жизни реально функционирует; часто эти вещи не совпадают между собой. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|