Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора
Скачать 280.18 Кбайт Психотехника экзистенциального выбора
Осознание этого опыта в гештальттерапии и в психосинтезе формулируются вроде бы в противоположных терминах: гештальттерапия предлагает "присвоить" (вернуть) себе "свое"; психосинтез (как, кстати, и П. Успенский) рекомендует "не отождествлять себя с этим". Попробуйте обнаружить выраженное в этих противоположных формулировках общее понимание сути дела. Вполне в духе своего времени он характеризует эти разговоры как три вида shit : chickenshit -пустая "светская" болтовня, bullshit – разного рода личные объяснения и оправдания, elephantshit – потуги на "умные" рассуждения без достаточных к тому оснований. Это понятие предложил К. Роджерс. Она тоже, конечно,"ваша" картина, и если мы попробуем представить себе действительно объективное,"внешнее" описание, то обнаружим много удивительных различий. Техника такого эксперимента описана у Перлза в "Опытах психологии самопознания ". Интересные дополнения можно найти в описании предварительной тренировки онейронавтов – практиков сознаваемых сновидений. См., например, Ст. Лаберж. Ср. у Пелевина в "Принце Госплана": — А куда деваются те, кто играет? Те, кто управляет принцем? — Кто бился головой об стену и прыгал вверх? Ты или принц? — Конечно принц – сказал Саша. – Я и прыгать-то так не умею. — А где в это время был ты? Саша открыл было рот, чтобы ответить, и замер. — Вот туда они и деваются, – сказал Итакин. К различию "гештальта " и "предмета" мы вернемся в комментариях по поводу интроекции. Selfremembering. B изданных переводах Успенского используется термин "самовоспоминание", который, помимо своей неуклюжести, еще и вызывает ненужные ассоциации с проблематикой "воспоминаний", которая к делу не имеет никакого отношения. В. Пелевин в "Generation П"рассказал все, что можно об этом узнать. Из книги "Enlightening Gestalt". Перевод М. Папуша. Из книги Дж. Г. Беннета "Учителя Мудрости ". 1-2 Лекция конца 1992 года, впервые опубликована в "Гештальт-журнале" за 1993 год (как мне помнится – первом издании Гештальт-института), второй вариант – в книге "Практическая психотехника". "Конгруентность" – термин школы. К. Роджерса, обозначающий полноту соответствия между реальным опытом, сознаванием, осознанием и выражением в коммуникации. Я часто предлагаю на группах такое упражнение: прошу найти – про себя, в уме, – нечто, чего вы ни в коем случае не захотели бы сказать вслух, а потом просто иметь в виду, что это "имеет место быть ". Л.Кэмерон-Бэндлер, 1984 Этот пример приводился в лекции 1993 года. К сожалению, с тех пор мало что изменилось, и пример по-прежнему убедителен в своей парадоксальности. О невротическом механизме слияния мы поговорим в соответствующей лекции. 1-3 "Почти" пишется для того, чтобы не "обламывать" людей, которые поначалу полагают, что им – то как раз это удастся; пусть попробуют, только пусть не очень расстраиваются по поводу того, что у них тоже не вышло. Мы называем его "Практикумом психотехнической коммуникации", а по-домашнему "бейсиком", как он дальше и будет именоваться. И. Н. Калинаускас. Жить надо! СПб., 1994. 1-4 Первый вариант этой главы был опубликован в журнале "Урания" в рубрике "Психологический практикум", второй вошел в книгу "Практическая психотехника". Чтобы прекратить этот поток описания, нужна специальная тренировка ("остановка внутреннего диалога" по Кастанеде; аналогичные упражнения есть и в гешталъттерапии Перлза), и такое прекращение вызывает так называемые "измененные состояния сознания". Но сейчас мы говорим о человеке в обыденной жизни и в обычном состоянии. К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан. – Из многотомной эпопеи Кастанеды к нашей теме больше всего имеет отношение Третий том, в особенности – требования к обыденной жизни человека, собирающегося стать воином, хотя само понятие трезвости вводится в Седьмом томе. 1-5 Лекция 1994 г., впервые опубликована в книге "Практическая психотехника". Ср. Комментарий 3 к теме интроекции. Здесь можно упомянуть описание такого рода заданий у Гурджиева и у Перлза. Но, с другой стороны, конечно же, если – по известному анекдоту, – у Хаймовича пропала коза, то, хотя мне нет никакого дела до Хаймовича и его козы, – это приятно. Психологически образованный читатель может отметить здесь явную полемику с замечательной статьей Грегори Бейтсона "Кибернетика самости: к теории алкоголизма". Другая полезная здесь ссылка – Седьмой том Кастанеды, принципы вступления воина в бой: если уж вступил, то веди его так, будто это последний бой в твоей жизни. 1-6 Вводная и заключительная части занятия. Впервые опубликовано в книге "Практическая психотехника". Мы не говорим сейчас о социальном принуждении, вроде сталинских лагерей, воинской повинности, и о других формах насилия; мы говорим об обычной жизни людей в нейтральной социальной ситуации. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
| ||
|