Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Нет, не
творения, а вера — вот что решает здесь, вот
что устанавливает ранги, — если взять старую
религиозную формулу в новом и более глубоком
смысле: какая-то глубокая уверенность знатной
души в самой себе, нечто такое, чего нельзя
искать, нельзя найти и, быть может, также нельзя
потерять. — Знатная душа чтит сама себя.
288 Есть люди, обладающие таким умом,
которого никак нельзя скрыть; они могут сколько
угодно изощряться и закрывать руками
предательские глаза ( — точно рука не предатель!
— ): в конце концов все-таки видно, что они
обладают чем-то таким, что скрывают, именно, умом.
Одно из лучших средств для того, чтобы, по крайней
мере, обманывать возможно дольше и с успехом
представляться глупее, чем на самом деле, — что в
обыденной жизни зачастую приносит такую же
пользу, как дождевой зонтик, — называется энтузиазмом:
причисляя сюда и то, что сюда относится, например
добродетель. Ибо, как говорил Галиани, должно
быть знавший это: vertu est enthousiasme. 289 В писаниях отшельника нам всегда
чудятся какие-то отзвуки пустыни, какой-то шорох
и пугливое озирание одиночества; даже в самых
сильных его словах, в самом его крике слышится
новый, более опасный вид молчания и замалчивания.
Кто из года в год и день и ночь проводит время
наедине со своей душой в интимных ссорах и
диалогах, кто, сидя в своей пещере — а она может
быть и лабиринтом, но также и золотым рудником, —
сделался пещерным медведем, или искателем
сокровищ, или сторожем их и драконом, — у того и
самые понятия получают в конце концов какую-то
особенную сумеречную окраску, какой-то запах
глубины и вместе с тем плесени, нечто невыразимое
и противное, обдающее холодом всякого
проходящего мимо. Отшельник не верит тому, чтобы
философ — полагая, что философ всегда бывает
сперва отшельником, — когда-либо выражал в
книгах свои подлинные и окончательные мнения:
разве книги не пишутся именно для того, чтобы
скрыть то, что таишь в себе? — он даже склонен
сомневаться, может ли вообще философ иметь
«окончательные и подлинные» мнения и не
находится ли, не должна ли находиться у пего за
каждой пещерой еще более глубокая пещера — более
обширный, неведомый и богатый мир над каждой
поверхностью, пропасть за каждым основанием, под
каждым «обоснованием». Всякая философия есть
философия авансцены — так судит отшельник: «есть
что-то произвольное в том, что он
остановился именно здесь, оглянулся назад,
осмотрелся вокруг, что он здесь не копнул
глубже и отбросил в сторону заступ, — тут есть
также что-то подозрительное». Всякая философия скрывает
в свою очередь некую философию; всякое мнение —
некое убежище, всякое слово — некую маску. 290 Каждый глубокий мыслитель больше боится
быть понятым, чем непонятым. — В последнем
случае, быть может, страдает его тщеславие, в
первом же — его сердце, его сочувствие, которое
твердит постоянно: «ах, зачем вы хотите, чтобы и
вам было так же тяжело, как мне?» 291 Человек, это многообразное, лживое,
искусственное и непроницаемое животное,
страшное другим животным больше хитростью и
благоразумием, чем силой, изобрел чистую совесть
для того, чтобы наслаждаться своей душой, как
чем-то простым; и вся мораль есть не что иное,
как смелая и продолжительная фальсификация,
благодаря которой вообще возможно наслаждаться
созерцанием души. С этой точки зрения понятие
«искусство» заключает в себе, быть может, гораздо
больше, чем обыкновенно думают. 292 Философ: это человек, который постоянно
переживает необыкновенные вещи, видит, слышит,
подозревает их, надеется на них, грезит о них;
которого его собственные мысли поражают как бы
извне, как бы сверху и снизу, как привычные для
него события и грозовые удары; который, быть
может, сам представляет собою грозовую тучу,
чреватую новыми молниями; это роковой человек,
постоянно окруженный громом, грохотом и треском
и всякими жутями. Философ: ах, существо, которое
часто бежит от самого себя, часто боится себя, —
но которое слишком любопытно для того, чтобы
постоянно снова не «приходить в себя», не
возвращаться к самому себе. Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 | ||
|