Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
В самом деле, мы
поступим хорошо (и умно), если для выяснения того,
как, собственно, возникли самые отдаленные
метафизические утверждения данного философа,
зададимся сперва вопросом: какая мораль имеется
в виду (имеется им в виду)? Поэтому я не думаю,
чтобы «позыв к познанию» был отцом философии, а
полагаю, что здесь, как и в других случаях,
какой-либо иной инстинкт пользуется познанием (и
незнанием!) только как орудием. А кто приглядится
к основным инстинктам человека, исследуя, как
далеко они могут простирать свое влияние именно
в данном случае, в качестве вдохновляющих
гениев (или демонов и кобольдов), тот увидит, что
все они уже занимались некогда философией и что
каждый из них очень хотел бы представлять собою
последнюю цель существования и изображать
управомоченного господина всех остальных
инстинктов. Ибо каждый инстинкт властолюбив; и,
как таковой, он пытается философствовать.
Конечно, у ученых, у настоящих людей науки дело
может обстоять иначе — «лучше», если угодно, —
там может действительно существовать нечто
вроде позыва к познанию, какое-нибудь маленькое
независимое колесо часового механизма, которое,
будучи хорошо заведено, работает затем бодро без
существенного участия всех остальных инстинктов
ученого. Настоящие «интересы» ученого
сосредоточиваются поэтому обыкновенно на
чем-нибудь совершенно ином, например на
семействе, или на заработке, или на политике; и
даже почти все равно, приставлена ли его
маленькая машина к той или иной области науки и
представляет ли собою «подающий надежды»
молодой труженик хорошего филолога, или знатока
грибов, или химика: будет он тем или другим, это не
характеризует его. Наоборот, в философе нет
совершенно ничего безличного, и в особенности
его мораль явно и решительно свидетельствует, кто
он такой, т. е. в каком отношении по рангам
состоят друг с другом сокровеннейшие инстинкты
его природы.
7 Как злобны могут быть философы! Я не знаю
ничего ядовитее той шутки, которую позволил себе
Эпикур по отношению к Платону и платоникам: он
назвал их Dionysiokolakes. По смыслу слова это значит
прежде всего «льстецы Дионисия», стало быть,
челядь тирана и его плевколизы; но кроме того, это
слово еще говорит нам, что «всё это комедианты,
что в них нет ничего неподдельного» (ибо слово
Dionysokolax было популярной кличкой актера). А
последнее есть, собственно, стрела злобы,
пущенная Эпикуром в Платона: его раздражали эти
величественные манеры, эта самоинсценировка, в
чем знали толк Платон и его ученики и чего не
понимал Эпикур, этот старый учитель с острова
Самос, скрывавшийся в своем садике в Афинах и
написавший три сотни книг, — кто знает, — может
быть, из ярости и честолюбия, возбужденных в нем
Платоном. Понадобилось столетие, пока Греция не
раскусила, кем было это садовое божество, Эпикур.
Да и раскусила ли она это? 8 В каждой философии есть пункт, где на
сцену выступает «убеждение» философа, или,
говоря языком одной старинной мистерии: 9 Вы хотите жить «согласно с природой»? О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть? — В действительности дело обстоит совсем иначе: утверждая с восторгом, что вы вычитали канон вашего закона из природы, вы хотите кое-чего обратного, вы, причудливые актеры и самообманщики! Природе, даже природе хочет предписать ваша гордость свою мораль и свой идеал, хочет внедрить их в нее; вы желаете, чтобы | ||
|