Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Рекомендую теперь для
разнообразия — потому что это становится
скучным — другой предмет для восхищения: ту
бессознательную хитрость, с которой все
добродушные, тупоумные, честные
посредственности относятся к высшим умам и их
задачам, ту тонкую крючковатую иезуитскую
хитрость, которая в тысячу раз тоньше ума и вкуса
этого среднего сословия в лучшие его минуты — и
даже тоньше ума их жертв: это может послужить еще
раз доказательством того, что из всех открытых
доселе видов интеллигентности «инстинкт» есть
самый интеллигентный. Словом, изучайте-ка вы,
психологи, философию «правила» в борьбе с
«исключением» — это будет для вас зрелище,
достойное богов и божественной злобности! Или,
говоря еще яснее: производите вивисекцию над
«добрым человеком», над «homo bonae voluntaris»... над собою!
219 Моральное суждение и осуждение — это
излюбленная месть умственно ограниченных людей
людям менее ограниченным, это в некотором роде
возмещение того, что природа плохо позаботилась
о них, это, наконец, случай сделаться умнее и
утонченнее: злоба развивает умственно. В глубине
души им очень приятно, что существует масштаб,
перед которым им равны люди, богато одаренные
умственными сокровищами и преимуществами, — они
борются за «всеобщее равенство перед Богом», и
уже для этого им нужна вера в Бога. Между
ними встречаются сильнейшие противники атеизма.
Они пришли бы в ярость, если бы им кто-нибудь
сказал, что «высокое умственное развитие
остается вне всякого сравнения с какою бы то ни
было честностью и достопочтенностью
исключительно морального человека»: я
остерегусь сделать это. Напротив, я склонен
скорее польстить им, говоря, что высокое
умственное развитие само есть лишь последний
выродок моральных качеств; что оно есть синтез
всех тех состояний, которые приписываются
«исключительно моральным» людям, после
приобретения их порознь, долгой дисциплиной и
упражнением, быть может, целой цепью поколений;
что высокое умственное развитие есть
одухотворение справедливости и той милостивой
строгости, которая сознает себя призванной
блюсти табель о рангах в мире, даже среди
вещей, — а не только среди людей. 220 При теперешнем столь популярном восхвалении
«бескорыстного» нужно, быть может, не без
некоторой опасности, уяснить себе, в чем
собственно народ видит корысть и о чем вообще
больше всего печется заурядный человек, в том
числе и люди образованные, даже ученые и, если не
ошибаюсь, пожалуй, и философы. При этом
обнаруживается тот факт, что громадное
большинство вещей, интересующих и привлекающих
более тонкие и избалованные вкусы, более
возвышенные натуры, кажутся среднему человеку
совершенно «неинтересными», — если же, несмотря
на это, он замечает приверженность к ним, то
называет ее «desinteresse» и удивляется тому, что
возможно поступать «бескорыстно». Были философы,
сумевшие дать этому народному удивлению еще и
обольстительное, мистически-нездешнее выражение
( — не потому ли, быть может, что они не знали
высшей натуры из опыта? — ) вместо того, чтобы
установить голую и в высшей степени простую
истину, что «бескорыстный» поступок есть очень
даже интересный и «корыстный» поступок,
допуская, что... «А любовь?» — Как! даже поступок
из любви к кому-нибудь «неэгоистичен»? Ах вы,
дурни — ! «А хвала жертвующего?» — Но кто
действительно принёс жертву, тот знает, что он
хотел за это получить нечто и получил, — быть
может, нечто от себя самого за нечто своё же, —
что он отдал здесь, чтобы получить больше там,
быть может, чтобы вообще быть больше или хоть
чувствовать себя «большим». Но это
целая область вопросов и ответов, в которую
неохотно пускается более избалованный ум: тут
истина должна употребить все силы, чтобы
подавить зевоту, если ей приходится отвечать. Но
в конце концов ведь она женщина — не следует
применять к ней насилие. 221 Случается иногда, сказал один педант и мелочной лавочник морали, что я уважаю и отличаю бескорыстного человека: но не потому, что он бескорыстен, а потому, что, на мой взгляд, он имеет право приносить пользу другому человеку в ущерб самому себе. Словом, вопрос всегда в том, что представляет собою первый и что — второй. Например, у человека, предназначенного и созданного для повелевания, самоотречение и скромное отступание были бы не добродетелью, а расточением добродетели — так кажется мне. Всякая неэгоистичная мораль, считающая себя безусловною и обращающаяся ко всем людям, грешит не только против вкуса: она является подстрекательством к греху неисполнения своего долга, она представляет собою лишний соблазн под маскою человеколюбия — и именно соблазн и вред для людей высших, редких, привилегированных. | ||
|